Преимуществом паровоза является его автономность.
Недостатки паровоза:
· крайне низкий КПД,
· необходимость заправки паровоза водой,
· тяжелые условия труда локомотивной бригады и др.
обусловили необходимость замены паровозов электровозами и тепловозами.
С 1930-х гг. экономически развитые страны стали переводить локомотивы на тепловозную и электрическую виды тяги.
Полностью переход на новые виды локомотивов произошел в 1950-х – 60-х гг.
Однако паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человечеством, поэтому интерес к нему не уменьшается. Во многих странах сохраняются паровозы-памятники: паровоз «Локомоушн» Стефенсона установлен в 1841 г. в Дарлингтоне (Англия). В ряде стран (Индия, Китай, Аргентина, Бразилия, ЮАР) продолжают эксплуатировать паровозы с использованием новейших достижений в области теплотехники и машиностроения.
Тепловозы, электровозы — основные виды локомотивов во второй половине XX вв.
Тепловоз – автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель.
Принцип работы тепловоза
Двигатель внутреннего сгорания преобразует тепло дизельного топлива в механическую энергию коленчатого вала, вращающего якорь генератора постоянного или переменного тока, который подается к тяговым электродвигателям, приводящим во вращение колесные пары.