Интеграционное представление процесса речевого общения

Риторическая триада процесса речевого общения была сформулирована еще Аристотелем: «... Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Эти положения были использованы в дальнейшем для создания всех последующих моделей социальной речевой коммуникации. Так, известный ритор XIX века Я.В. Толмачёв в своей книге «Правила словесности, руководствующие от первых начал до высших совершенств красноречия», отмечал: «Говорящий, слушающий и предмет речи составляют весь круг человеческого слова».

Для XX века характерна схематичная конкретизация процесса речевого общения, которое трактуется как некая динамическая система, где в качестве управляющей подсистемы выступает говорящий, а управляемой (через сообщение) – слушатель. Основу данного процесса составляет взаимодействие коммуникантов. Оно состоит в обмене информацией между общающимися сторонами и по существу представляет собой диалог.

Чтобы представить процесс речевого действа в современном риторическом ракурсе, необходимо учесть, что сама риторика предполагает сегодня две трактовки: «…С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство. Оно – предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации»[1].

Итак, современная интеграционная модель процесса речевой коммуникации с учетом объективных условий выглядит следующим образом:

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ воздействие (прямая связь) Г С воздействие (обратная связь)
предмет речи


Условные обозначения:

Г – говорящий, С – слушатель,

– опосредованный (через сообщение)

процесс взаимодействия, диалог

– самопрослушивание.

Процесс речевого общения может принимать форму публичного выступления. Тогда говорящий берет на себя конкретную роль оратора, а роль слушателя играет аудитория.

II. Путь «от мысли к звучащему публичному слову» риторическая традиция со времен Цицерона трактует через пять составляющих:

1) Inventio [инвенция] (лат. находка,изобретение) – нахождение, изобретение того, что сказать.

2) Dispositio [диспозиция](лат. расстановка, расположение) – упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного.

3) Elocutio [элокуция](лат. выражение, речь, слог, стиль) – придание найденному словесной формы, украшение словами.

4) Memoria (лат. память) – утверждение в памяти, запоминание.

5) Actio (лат. действие) – произнесение.

Существенным для инвенции является общий замысел, на базе которого строится аргументативное изложение материала. Риторика вообще изначально является наукой о речи и о мысли, об отношении мысли к слову. Еще Аристотель заметил: «...о том, что касается мысли, следует говорить в риторике, так как это принадлежность ее учения. К области мысли относится все, что должно быть достигнуто словом…». По сути, «изобретая» речь, говорящий создает ее мысленную основу, выбирает те или иные смысловые модели, по которым выстраивает информацию о предмете речи. Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами, или топами (от гр. topox. – место, общее место), учение о них – топикой [рассмотрим позже].

Что касается диспозиции, то еще П. Сергеич предупреждал ораторов: «…не ищите плана; он найдется сам, пока вы будете думать о деле. Это будет плод бессознательной, а потому и безыскусственной работы; следовательно, будет естественный план; когда же он найдется, попробуйте переставить части. Возможно, что этим путем вы создадите более интересную схему изложения. Чем меньше составных частей в речи, тем лучше. Речь должна быть краткой; краткость же заключается не в том, чтобы она была непродолжительна, а в том, чтобы в ней не было ничего лишнего»[2].

Тому, какие требования предъявляются к словам коммуниканта, т. е. элокуции, посвящены и культура речи, и риторика, а относительно запоминания текста и произнесения речи еще раз подчеркнем: в ораторской практике принято считать, что могут читаться лекции, доклады и официальные документы. Остальные виды речей должны произноситься, ведь во время речи оратор должен обращаться к слушателям, а не к конспекту…

III. Аргументация и ее составляющие (см. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика аргументации»)

Итак, риторическая аргументация – это высказывания коммуниканта (оратора), которые имеют цель подготовить слушателя (аудиторию) к признанию обоснованности, правильности, уместности этих высказываний и принятию точки зрения говорящего.

Риторическую аргументацию не следует смешивать с научной (логическим доказательством). Их различие четко осознавалось уже в античной риторике. Еще Аристотель в «Топике» говорил, что «доказательство имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых положений (посылок) или из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных положений». Такое умозаключение называется аналитическим.

Другой тип – умозаключение диалектическое. Диалектическое умозаключение строится из правдоподобных положений. «Правдоподобно то, что кажется правильным или большинству людей или мудрым – всем, или большинству их них, или самым известным и славным». В результате получается высказывание, выражающее мнение определенного лица, которое (высказывание) может быть принято аудиторией как заслуживающее доверия.

Что касается непосредственно риторической аргументации, т.е. высказываний, которые подготавливают слушателя к принятию авторской позиции, то как писал Аристотель, «если бы мы располагали даже самой точной научной истиной, вовсе нелегко убеждать людей, составляя речь на ее основании, потому что речь на основе знания требует обучения всех слушателей, а это невозможно, и поэтому нужно создавать убедительность речи общепонятными средствами… Риторика способна представить убедительным любой предмет», однако «…не рассматривает того, что является правдоподобным для отдельного лица,... но имеет в виду то, что убедительно для всех людей, каковы они есть»[3].

По Аристотелю, «риторическое доказательство есть энтимема, некоторого рода силлогизм», часть которого держится в уме (как общеизвестное), а часть выражается. При необходимости (для анализа правильности хода аргументации) силлогизм можно восстановить. Например:

Нужно быть нечестным человеком, чтобы поступить таким образом.

Все люди, которые поступают таким образом, нечестные.

Этот человек поступил таким образом.

----------------------------------------------------

Этот человек нечестный.

С течением времени (и особенно с развитием науки) мысль о том, что энтимема – лишь «некоторого рода силлогизм», забылась, и риторическая аргументация, квазиологическая по своей сути, стала сводиться к научной, что привело к ослаблению позиций риторики в целом.

Однако в середине ХХ века, когда началось «возвращение» риторики, ученые, обратившись к риторическому наследию античности, вновь акцентировали внимание на специфике этого доказательства. Так, Х. Перельман («Аргументативная риторика», 1958 г.) пришел к выводу, что ценностные суждения античных текстов (в отличие от математических доказательств) не являются ни дедукциями, ни индуктивными умозаключениями; это различного вида аргументы, позволяющие «подготовить умы к восприятию идей, которые представлены к их одобрению».

Различие между формальным доказательством и риторической аргументацией Х. Перельман определяет следующим образом.

  ФОРМАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Знаковое (языковое) представление знаки лишены неопределенности: А, Б, С определены в ходе предыдущих доказательств, и если А = Б, а В = С, то А = С неопределенность знаков не исключена (содержание понятий, входящих в обсуждаемое положение, неодинаково для различных людей (см. например, содержание понятия «совесть»)
Доказательство доказательство ведется по определенным правилам, схемам, на искусственном, формализованном языке доказательство ведется на естественном языке
Аргументы аксиомы не подлежат обсуждению (А = Б, Б = С) принятие тезисов говорящего слушателем зависит от авторитета говорящего (нравственных качеств, уровня интеллекта, способности воздействовать на чувства)

Современный ритор А.А. Волков определяет риторический аргумент как словесно выраженный ход мысли. По его мнению, аргумент является предметом риторики в совокупности его содержательно-логической, этической и экспрессивно-эстетической сторон. Чтобы правильно построить аргумент, считает А.А. Волков, нужно решить три задачи: найти идею (инвенция), которая рассматривается как истинная или общепринятая, сблизить с этой идеей положение[4], предложить основание такого сближения, расположив доводы[5] в последовательном порядке (диспозиция) и связав их с положением.

В аргументе выделяются три смысловые части: топос, схема и редукция.

Топос – общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент.

Схема – состав, связь и последовательность положений и доводов аргумента.

Редукция – сведение значений термов[6] к значению топоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: