Занятие 3.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика риторической модели аргументации.
2. Отличия риторической аргументации от формального доказательства.
3. Структура риторической аргументации.
4. Место тезиса в логической и риторической аргументации.
5. Строение и содержание риторического аргумента.
6. Тезис: определение, правила и возможные ошибки.
7. Понятие топоса и виды топосов (топов).
8. Языковая материя риторического аргумента.
9. Разновидности риторических аргументов.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете утверждение Аристотеля: «Чтобы убедить кого-то в чем-то, надо показать себя человеком известного склада»? Относится ли это только к личности говорящего или распространяется на его ораторское мастерство? Или «склад человека» и есть главный аргумент?
2. Как вы понимаете мнение Цицерона о величайшем из достоинств оратора: не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно? Относится ли это требование к аргументации?
3. Почему Савонарола называл ораторское мастерство умением «управлять душами»? В какой степени это относится к аргументации?
4. Найдите слабое звено в суждении Платона: «Чародеи заговаривают змей, пауков, скорпионов и других животных или болезни, а сочинители заговаривают и укрощают судей, депутатов и народную массу».
5. Вспомните один из диалогов Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Растолкуйте понятия «логика рассуждения», «логика слушателя» и «логика изложения».
6. Представляет ли собой жизнь Диогена в бочке способ аргументации?