Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок следующий:
- Котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки и определяет:
1) соответствуют ли котировочные заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;
2) не превышает ли предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
- Котировочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление тех котировочных заявок, которые отвечают требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и предложенная цена товаров, работ, услуг в которых не превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
|
|
В случае, если наиболее низкая цена товаров, работ, услуг предложена несколькими участниками размещения заказа, победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Рассмотрение и оценка котировочных заявок должны быть завершены котировочной комиссией в течение дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.
Котировочной комиссией оформляется протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, который составляется в двух экземплярах:
- один экземпляр протокола хранится у заказчика (уполномоченного органа);
- другой экземпляр протокола заказчик (уполномоченный орган) обязаны передать победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке. Экземпляр протокола и проект контракта должны быть переданы в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.
|
|
Действие 2. Заключение государственного или муниципального контракта.
Государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный заказчиком от имени России, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
При размещении заказа путем проведения конкурса или аукциона либо запроса котировок заключение государственного либо муниципального контракта является обязательным для заказчика и победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок.
Контракт подписывается в следующие сроки:
- при проведении торгов в форме конкурса – не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
- при проведении торгов в форме аукциона – не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона;
- при запросе котировок – не ранее, чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола и оценки котировочных заявок.
В законе оговариваются случаи, когда заказчик (уполномоченный орган) обязаны отказаться от заключения контракта с победителем:
1) проведение ликвидации юридических лиц или принятие арбитражным судом решения о признании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
2) приостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях;
3) предоставление заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, поданных на участие в конкурсе или аукционе;
4) нахождение имущества под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
5) наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Таким образом, закон устанавливает сроки размещения заказов на поставку торов, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд:
Действия по размещению заказа | Срок, отведенный законом на выполнения действия, дней | Примечание | ||
торги в форме конкурса | торги в форме аукциона | запрос котировок | ||
Подача заявок на участие в торгах и котировочных заявок | минимальный срок | |||
Рассмотрение заявок на участие в торгах | - | максимальный срок | ||
Оценка конкурсных заявок, сопоставление по цене котировочных заявок | - | максимальный срок | ||
Заключение государственного или муниципального контракта | минимальный срок | |||
ВСЕГО: | 70 дней | 40 дней | 15 дней |
При сокращении минимально установленных сроков, предусматривается административная ответственность должностных лиц, допустивших подобные нарушения. В некоторых случаях, установленных законом, сроки подачи заявок на участие могут быть увеличены.
Новым способом, применяемым при размещении заказов, является аукцион в электронной форме. Также, как и «обычный» аукцион, аукцион в электронной форме проводится при закупке товаров (работ, услуг), которые производятся не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам. Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставку которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме.
|
|
Открытый аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее «открытый аукцион в электронной форме») – это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, предусмотренным законом.
Новые правила проведения аукциона, имеют ярко выраженную антикоррупционную направленность и призваны обеспечить объективный выбор победителя аукциона.
Преимущества проведения аукциона в электронной форме:
- снижение коррупционных проявлений;
- конфедициальность поступающей информации;
- оперативность;
- расширение круга лиц, принимающих участие в торгах;
- повышение уровня конкуренции.
Электронная площадка – сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Оператором электронной площадки может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо, владеющие электронной площадкой и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами.
В настоящее время утвержден перечень операторов с которыми государство заключило соглашения о функционировании электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме:
Наименование организации | Место нахождения | Адрес электронной площадки |
ОАО «Единая электронная торговая площадка» | г. Москва | http://roseltorg.ru |
ЗАО «ММВБ – Информационные технологии) | г. Москва | http://etp-micex.ru |
ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» | Республика Татарстан, г. Казань | http://etp.zakazrf.ru |
ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов) | г. Москва | http://www.sberbank-ast.ru |
ООО «Индексное агентство РТС» | г. Москва | http://www.rts-tender.ru |
Проведение аукциона в электронной форме имеет ряд особенностей:
1. Аукциона проводится на электронной площадке в сети Интернет.
Открытый аукцион в электронной форме организуется и проводится совместными усилиями заказчиков и операторов электронных площадок. Отличительной его особенностью является возложение части полномочий аукционной комиссии на оператора электронной площадки.
|
|
2. Электронный документооборот, связанный с проведением аукциона осуществляется только через электронные площадки. Отсюда вытекают следующие условия:
1) все документы, за исключением контракта, который подписывается по результатам торгов, подаются в электронном виде:
- документы, подаваемые участником размещения заказа для получения аккредитации на электронной площадке;
- документы, связанные с проведением аукциона – извещение, документация об аукционе, проект контракта;
- документы, подаваемые участником размещения заказа для участия в аукционе – заявка на участие;
- протоколы и разъяснения, составляемые аукционной комиссией.
2) все электронные документы должны иметь электронную цифровую подпись;
3) любые контакты между заказчиком и участниками размещения заказа осуществляются только через электронную площадку:
- заявки на участия от участников размещения заказа подаются оператору электронной площадки, который передает их для рассмотрения аукционной комиссии;
- запросы на разъяснение положений документации об аукционе участники размещения заказа подают оператору электронной площадки, который передает их в аукционную комиссию. Ответ на запрос передается в обратном порядке.
3. Обязательная аккредитация всех участников размещения заказа.
Аккредитация оператором электронной площадки участников размещения заказа на электронной площадке ‒ процедура, результатом осуществления которой является обеспечение доступа участников размещения заказа к участию в открытых аукционах в электронной форме, проводимых на данной электронной площадке.
Для получения аккредитации участник размещения заказа предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения:
- заявление участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке;
- копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), копия выписки из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением об аккредитации;
- копия учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)
- копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- заявление об открытии счета оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме;
- идентификационный номер налогоплательщика участника размещения заказа;
- решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица;
- адрес электронной почты участника размещения заказа.
Оператор электронной площадки обязан в пятидневный срок со дня поступления вышеназванных документов, принять одно из двух решений:
1) об аккредитации участника размещения заказа;
2) об отказе в аккредитации участника размещения заказа.
Оператор обязан отказать в аккредитации участнику размещения заказа в двух случаях:
- в случае непредставления требуемых документов и сведений;
- в случае предоставления документов, не соответствующих требованиям законодательства РФ.
При принятии решения об аккредитации участника размещения заказа, оператор электронной площадки обязан:
1) внести сведения об участнике размещения заказа в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке;
2) открыть счет участнику размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме;
3) обеспечить участнику размещения заказа доступ к участию в любых открытых аукционах в электронной форме, проводимых на электронной площадке.
Аккредитация осуществляется сроком на 3 года.
4. Обязательное требование об обеспечении участником размещения заказа заявки на участие в аукционе.
Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не может быть менее чем 0,5% и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В связи с этим оператор должен обеспечить открытие счета для проведения операций по участию в аукционах в электронной форме. Участник размещения заказа вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на таком счете, но при подаче заявки на участие в аукционе оператор обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операции по обеспечения участия в аукционе подавшего заявки участника размещения заказа.
Требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме.
5. Установлен особый порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Заявка на участие разделяется на две части, которые предоставляются оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. В первой части заявки содержатся все требуемые требования о товаре, а во второй ‒ сведения об участнике размещения заказа. Ранжирование сделанных предложений о цене контракта осуществляется на основании первой части заявки, подаваемой анонимно, и только после проведения аукциона аукционная комиссия, получив от оператора вторую часть заявки и проверив соответствие содержащихся в ней сведений об участнике аукциона, получившем первое место, принимает решение о выборе победителя аукциона. Это нововведение направлено на обеспечение объективности выбора победителя аукциона.
Процедура размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме условно делится на 3 этапа:
I этап – Подготовительный.
Заказчик и оператор электронной площадки проводят организационную деятельность по подготовке торгов.
Действия заказчика:
1) создание аукционной комиссии;
2) разработка документации об аукционе и ее утверждение.
Действия оператора:
3) аккредитация участников размещения заказа;
4) открытие счета для проведения операций по участию в аукционе.
II этап – Определение состава участников размещения заказа, из числа которых будет выбираться победитель размещения заказа.
На данном этапе выполняются действия:
1) размещение заказчиком извещения и документации об аукционе на официальном сайте;
2) подача заявок на участие;
3) рассмотрение заявок на участие в аукционе оператором;
4) блокирование операций по счету участника размещения заказа;
5) рассмотрение первых частей заявок на участие аукционной комиссией.