Планирование снабжения медицинским имуществом для резерва осуществляется на очередной календарный год на основании данных о положенных его количествах по нормам (табелям), фактическом наличии в резерве, потребности для освежения, формировании норм и комплектов в планируемом году.
Номенклатура и количество предметов медицинского имущества, подлежащего накоплению в резерве, определяются на основании утвержденных Минздравом норм снабжения и табелей оснащения формирований службы медицины катастроф с учетом местных медико-географических особенностей территорий и регионов.
Расчеты потребности в медицинском имуществе, необходимом для заложения в резерв, его освежения или обеспечения развертываемых формирований, укомплектования бригад специализированной медицинской помощи в чрезвычайной ситуации, выполняет отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф, клинической базы (госпиталя), другое подразделение или орган здравоохранения, на которые возложено содержание резерва.
|
|
Нормой снабжения называется научно обоснованный количественный показатель предмета медицинского имущества, предусмотренный для выдачи подразделению, формированию, учреждению СМК для выполнения возложенного на него объема работ в течение определенного периода времени. Нормы разрабатывают ЦМК на основании установленных Минздравом России расчетных норм медицинского имущества для оказания медицинской помощи пораженным. Расчетные нормы предусматривают номенклатуру и количество медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС определенного характера - землетрясения, аварии на химически или радиационно-опасных объектах. Бригады специализированной медицинской помощи, госпитали СМК укомплектовывают медицинским имуществом в соответствии с их табелем - документом, отражающим перечень и количество медицинского имущества, предусмотренного для оснащения формирования (учреждения) СМК в соответствии с его предназначением. В табеле лекарственные средства перечисляют по фармакологическим, а медицинскую технику - но товароведческим группам, прочие предметы - по видам и группам, определяющим область их применения.
Состав табельного медицинскою имущества определяют из расчета обеспечения потребностей формирования (учреждения) согласно его предназначению, исходя из необходимости оказания установленного вида и объема медицинской помощи определенному количеству пораженных соответствующею профили и течение конкретного периода времени. По мере расходования медицинское имущество регулярно пополняют в зависимости от реальной потребности, а по чанершении работы в ЧС до количеств, указанных в табеле.
|
|
Табельное медицинское имущество каждой из БCMП рассчитано на оказание специализированной медицинской помощи конкретному количеству пораженных: токсико-терапевтической - 25, трансфузиологичеекой и инфекционной - 50, психиатрической и лабораторно-диагностической - 100, остальных профилей по 10. Медицинское имущество, предусмотренное табелем ПМГ, обеспечивает оказание квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи и объеме его пропускной способности, составляющей 200-250 чел./сут.
Расчетные нормы лекарственных средств для оказания медицинской помощи пораженным при землетрясении (далее - расчетные нормы) предназначены для специалистов службы медицины катастроф, занимающихся вопросами медицинского снабжения, а также для определения потребности в лекарственных средствах при планировании и организации мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения, создания их запасов центрами медицины катастроф всех уровней.
Расчетные нормы являются базисными при определении номенклатуры и количества лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи пораженным при землетрясении. Они могут корректироваться в соответствии с характером поражения людей и структурой санитарных потерь в конкретной обстановке.
Расчетными нормами предусмотрены лекарственные средства ря оказания медицинской помощи пораженным формированиями службы медицины катастроф в объеме от первой медицинской до квалифицированной медицинской помощи включительно.
При разработке расчетных норм за основу принято распределение санитарных потерь (Гончаров С.Ф. и соавт., 1998) по локализации и характеру травм при землетрясении интенсивностью 8 баллов, как наиболее возможное (по данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) и максимально сильное на территории России (таблица).
Кроме того, учтена возможность наличия пораженных с ожоговой (1%) и холодовой (1%) травмами, а также лиц с психическими нарушениями (1%), нуждающихся в медицинской помощи.
В расчетных нормах учтено распределение пораженных (%), поступающих на этапы медицинской эвакуации, по степеням тяжести повреждений при землетрясении интенсивностью 8 баллов:
• этап оказания первой врачебной помощи - легкие (52), средней тяжести (28), тяжелые (20);
• этап оказания квалифицированной медицинской помощи -легкие (23), средней тяжести (46), тяжелые (31).
Расчетные нормы включают в соответствии с современными методиками лечения травматических повреждений 160 наименований (исключая аналоги, приведенные в скобках) наиболее эффективных лекарственных средств, относящихся к более 45 фармакологическим группам.
При расчетах потребности в лекарственных средствах получаемые дробные количества округляются до целых чисел, соответствующих целому количеству индивидуальной упаковки, а при планировании запасов возможно округление до величины групповой упаковки. Например, глюкоза 40% р-р* 20 мл в амп. д/ин,; индивидуальная упаковка - 10 амп; групповая - 100 амп.
Список лекарственных средств для оказания медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях (в дальнейшем -список) предназначен для использования органами управления здравоохранением и службы медицины катастроф при планировании и выполнении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, а также при создании резервов медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций.
|
|
В список включена номенклатура современных лечебных и профилактических средств для оказания медицинской помощи пораженным при землетрясении и авариях на химически и радиационно-опасных объектах, инфекционным больным и для проведения противоэпидемических мероприятий.
Номенклатура лекарственных средств для оказания медицинской помощи пораженным при землетрясении определялась с учетом потребности в них при лечении механической, ожоговой, холодовой и психической травм.
В список включены лекарственные средства для оказания медицинской помощи при поражениях теми токсичными химическими веществами из всей их совокупности, которые представляют опасность для человека.
Для оказания медицинской помощи пораженным при аварии на радиационно опасных объектах в списке предусмотрены лекарственные средства, применяемые с целью профилактики накопления радионуклидов в организме.
Для защиты населения от инфекций в список включены средства экстренной и специальной профилактики.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - резерв медицинского имущества службы медицины катастроф) создается для гарантированного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Резервы подразделяются на государственный резерв - Правительства Российской Федерации; федеральный - федеральных органов исполнительной власти; территориальный - субъектов Российской Федерации; местный - органов местного самоуправления; объектовый - предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности,
Резервы медицинского имущества службы медицины катастроф создаются:
- государственный - решением Правительства Российской Федерации;
- федеральный, региональный - решением Минздрава России;
- территориальный - решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- местный - решением органов местного самоуправления;
- объектовый - решением администрации предприятий, учреждений, организаций,
Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф предназначается для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
|
Мероприятия по созданию и содержанию резервов медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России финансируются: государственного - за счет средств федерального бюджета; федерального - за счет бюджета Минздрава России; территориального - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации; местного - за счет средств местного бюджета; объектового - за счет средств заинтересованного предприятия, учреждения, организации.
Порядок создания, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества государственного резерва определяется Федеральным законом от 23 ноября 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и «Инструкцией о порядке финансирования и расчетов за материальные ценности мо-брезерва» Комитета Российской Федерации по государственным резервам Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1995 г., резервов других уровней - решениями соответствующих органов исполнительной власти (администраций), решениями которых они были созданы, настоящим Положением, а также «Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Минздрава России».
Состав и размеры резервов медицинского имущества службы медицины катастроф определяются исходя из прогноза характера чрезвычайной ситуации и количества пораженных в ней; потребностей выполняемых службой медицины катастроф лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Ответственными за накопление и содержание государственного резерва медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России являются Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и Второе управление Минздрава России. При размещении медицинского имущества государственного резерва службы медицины катастроф на складах (базах), подчиненных Второму управлению Минздрава России, на них возлагается:
- на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» -разработка документов по созданию государственного резерва медицинского имущества службы медицины катастроф, установление номенклатуры и количества предметов, подлежащих содержанию в нем, разработка планов их накопления;
- на Второе управление Минздрава России - организация заготовки медицинского имущества для государственного резерва службы медицины катастроф в соответствии с планами накопления, его содержание и освежение, расчет кредитов денежных средств для этих целей, а также совместно с Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» - определение пунктов хранения и размеров складских площадей.
Содержание медицинского имущества государственного резерва службы медицины катастроф на медицинском складе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» осуществляется в соответствии с требованиями документов, приведенных в п. 1.5 и 2.23 настоящего Положения.
Ответственными за накопление и содержание федерального резерва медицинского имущества службы медицины катастроф являются Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и региональные центры медицины катастроф.
На региональный центр медицины катастроф возлагается:
- выполнение мероприятий по планированию потребности, истребованию медицинского имущества или денежных средств для его заготовок на месте в размерах, установленных региональному центру медицины катастроф планами накопления, и содержанию в готовности к применению по предназначению;
- определение размеров складских площадей и по согласованию с Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» пунктов хранения федерального резерва медицинского имущества на территории региона, установление взаимоотношений с учреждениями и организациями в случае аренды у ник помещений для этих целей;
- распределение поступившего (заготовленного на месте) медицинского имущества по предназначению и по объектам хранения;
- учет обеспеченности медицинским имуществом подчиненных учреждений и формирований службы медицины катастроф;
- реализация медицинского имущества, изъятого из резерва;
- осуществление учета медицинского имущества федерального резерва и представление отчетности по нему Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита»;
- контроль за накоплением, порядком содержания резерва медицинского имущества территориальными центрами медицины катастроф на территории региона, обеспечением его сохранности и обоснованностью использования денежных средств на эти цели, а также целесообразным и рациональным расходованием медицинского имущества после изъятия из резерва, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
На Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», кроме изложенного ранее, возлагается:
- расчет потребности службы медицины катастроф Минздрава России в медицинском имуществе для федерального резерва и корректировка его при изменениях структуры службы или норм (табелей) снабжения;
- разработка планов накопления и освежения медицинского имущества федерального резерва;
- определение размеров накопления федерального резерва медицинского имущества на медицинских складах Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» и региональных центров медицины катастроф;
- расчет ассигнований на заготовку медицинского имущества для федерального резерва, обеспечение его содержания (в том числе: аренду складских помещений, капитальное строительство и капитальный ремонт хранилищ), оплату транспортных расходов при перевозке медицинского имущества для закладки в резерв, а также на его распределение;
- учет обеспеченности медицинским имуществом службы медицины катастроф;
- контроль за накоплением, порядком содержания резерва медицинского имущества, обеспечением его сохранности и обоснованностью использования денежных средств на эти цели, а также за целесообразным и рациональным расходованием медицинского имущества после изъятия из резерва, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
Ответственными за определение размеров и установление планов накопления медицинского имущества на территориальном, местном и объектовом уровнях управления службой медицины катастроф являются соответствующие органы управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, местной исполнительной власти, предприятий, организаций, учреждений. На них возлагается выполнение мероприятий указанных выше в объеме выполняемых ими функций.