Клинико-психологические особенности алкогольной зависимости у подростков

Рассмотрим социально-психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма. В стране наблюда­ется увеличение числа криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет бес­призорность, безнадзорность, бродяжничество, преступ­ность несовершеннолетних. Школа (учителя, психологи, социальные педагоги) дистанцируется от активного и дей­ственного воспитания детей группы риска, занимает позицию невмешательства в процесс алкоголизации и криминализации детей, перекладывая эти функции на плечи правоохранительных органов. Государство же почти полностью отка­залось от ранее существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании.

Пиво отнесено к категории слабоалкогольных напитков, и стало легко доступным для детей и подростков. Бутылка пива крепостью 5% об. адекватна 60 мл водки. То есть, когда наша среднестатистическая девочка по пути из школы выпивает из горлышка бутылку такого пива, она «принимает» четверть граненого стакана водки. Если пиво крепкое - скажем, «Балтика № 9», - где содержится 8% алкоголя, то бутылка 0,5 л адекватна 100 мл водки. Сейчас в наркологические больницы поступают подростки, для которых выпить до 3-5 (!) л пива в день - привычное дело.

Как показали результаты опросов среди подро­стков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение понимается ими как «форма протеста». Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине злоупотребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонарушений.

Ранний, или подростковый, алкоголизм протекает в более злокачественной форме, чем у взрослых. Анатомо-физиологические и психологические особенности развивающегося организма особенно уязвимы для действия этанола. Отличительной особенностью раннего алкоголизма является большая зависимость от преморбидных свойств личности, в частности, от типа акцентуации характера (А.Е.Личко).

По сравнению со взрослыми, подростки, употребляющие алкоголь, имеют меньший стаж употребления и, следовательно, для них не характерны тяжелые клинические осложнения. В некоторой части злоупотребления у подростков носят возрастной характер и с возрастом они прекращают употребление даже без специального лечения. В то же время подростки склонны употреблять любые доступные виды алкоголя и наркотиков, что влечет формирование полинаркотической зависимости и затрудняет диагностику, а также лечение и реабилитацию. В частности, при эпилептоидном типе акцентуации имеется склонность сочетать алкоголь с суррогатами и другими психоактивными веществами (клей, ацетон, барбитураты) [82]. У подростков в США отмечается тенденция к употреблению других наркотиков вместо табака и алкоголя (опрос 2000 г.,[69]).

Диагностические критерии для этой группы отличаются от критериев, принятых для взрослых. По всему диапазону отношения к алкоголю и наркотикам эту возрастную категорию можно разбить на 6 подгрупп: 1) «Воздерживающиеся» - никогда не пробовали и не имеют намерения делать это в дальнейшем; 2) «Экспериментаторы» - пробовали (обычно алкоголь или марихуану) однажды или дважды, но им не понравилось; 3) «Балующиеся» - употребляют алкоголь и/или другие наркотики время от времени, но еще могут остановиться; 4) «Регулярно употребляющие» - активно ищут, регулярно употребляют. Еще продолжают заботиться о своей репутации, для них значимы хорошие отношения с родителями; 5) «Зависимые» - употребляют постоянно. Для них характерны серьезные проблемы в школе и с родителями; интересы сосредоточены только вокруг алкоголя и/или наркотиков; 6) «Алкоголики» - хронически пьют или употребляют наркотики, предпочитают сильные и быстродействующие препараты (крепкие напитки, кокаин и т.п.); испытывают психическую и физическую зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: