Государственная жилищная инспекция — это самый главный над-зорный орган в ЖКХ. Её специалисты выявляют и пресекают нару-шения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предприни-мателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукос-нительного соблюдения норм ЖКХ.
Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах Главный государственный жилищный инспектор РФ.
Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, респу-блике, крае РФ. Она контролирует:
• как используется жилищный фонд, общее имущество собствен-ников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
• как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего иму-щества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
• своевременно ли выполняются работы по содержанию и ремонту домов;
Глава 8. Защита прав потребителей
• обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
• соответствует ли нормам санитарное состояние помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
• как дом готовится к зиме или к лету;
• насколько рационально в доме используются топливно-энергети-ческие ресурсы и вода;
• как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
• как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями
и придомовыми территориями;
• как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов
и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
• имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
• как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
• как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
• имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля
и учета энерго- и водоресурсов.
Важно
Знать
Письменное обращение направляйте так, чтобы можно было зафиксиро-вать факт его передачи: пошлите заказное письмо
с уведомлением либо под-готовьте два экземпляра и, вручив сотрудникам компании один из них, по-просите их поставить на втором отметку о по-ступлении письма. Этот экземпляр заберите
с собой.
Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищ-ная инспекция — первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.
Форма заявления может быть произвольной, главное — четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.
Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.
Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.
Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).
Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.
Не все вопросы жилинспекция может решить своим росчерком пера. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:
• о ликвидации ТСЖ;
• о признании недействительными решений общего собрания соб-ственников помещений;
• о признании договора управления многоквартирным домом недействительным.
знать!
Решение общего собра-ния собственников обяза-тельно для всех собствен-ников помещений этого дома. Поэтому после того как на собрании будет со-гласован перечень работ, которые должна выпол-нять управляющая ком-пания, платить по нему обязаны все. И те, кто го-лосовал «за», и те, кто «против». Поэтому жалобы типа «я не буду платить за содержание придомовой парковки, поскольку у меня нет машины» несостоя-тельны. Если на собрании решили, что платят все, — значит, платят все.
Глава 8.Защита прав потребителей | |||
Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий | |||
срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих | |||
организаций, условий договора управления многоквартирным | домом | ||
знать! | и порядка его заключения. | ||
Правонарушения, по которым государственная |
жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ
Органы государствен-ной жилищной инспекции имеют право:
• проводить инспекци-онные обследования и проверки объектов;
• давать предписания собственникам, вла-дельцам и пользова-телям жилищного фонда, общего имуще-ства собственников помещений в много квартирном доме
В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся составы правонарушений, по которым орган государственного жилищ-ного надзора вправе привлекать к ответственности недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице ниже.
Статья | Размер штрафа, | |||
КоАП | Деяние | |||
руб. | ||||
РФ | ||||
7.21. | Порча собственником жилых домов, жилых | |||
помещений, а также использование их | 1 000–1 500 | |||
ч. 1 | ||||
не по назначению | ||||
7.21. | Самовольная перепланировка собственни- | |||
ком жилых помещений в многоквартирных | 2 000–2 500 | |||
ч. 2 | ||||
домах | ||||
Нарушение УК или ТСЖ правил содержания | ||||
и ремонта жилых домов и (или) жилых поме- | ||||
щений либо порядка и правил признания | должностные | |||
их непригодными для постоянного прожи- | ||||
лица: | ||||
вания и перевода их в нежилые, а равно | ||||
4 000–5 000 | ||||
7.22. | переустройство и (или) перепланировка | |||
юридические | ||||
жилых домов и (или) жилых помещений без | ||||
лица: | ||||
согласия нанимателя (собственника), если | ||||
40 000–50 000 | ||||
переустройство и (или) перепланировка | ||||
существенно изменяют условия пользования | ||||
жилым домом и (или) жилым помещением | ||||
должностные | ||||
Нарушение нормативного уровня или | лица: | |||
500–1 000 | ||||
7.23. | режима обеспечения населения коммуналь- | |||
юридические | ||||
ными услугами | ||||
лица: | ||||
5 000–10 000 | ||||
Отказ от передачи технической документа- | граждане: | |||
ции на многоквартирный | дом и иных связан- | |||
2 000–5000 | ||||
ных с управлением таким многоквартирным | должностные | |||
домом документов организации, осуществля- | ||||
лица: | ||||
7.23.2. | ющей управление домом, или одному из соб- | 30 000–40 000 | ||
ственников помещений в многоквартирном | юридические | |||
доме, либо уклонение от передачи таких | ||||
лица: | ||||
документов указанным лицам, либо наруше- | ||||
150 000– | ||||
ние порядка и сроков передачи указанных | 200 000 | |||
документов | ||||
Глава 8. Защита прав потребителей
Статья | Размер штрафа, | |||
КоАП | Деяние | |||
руб. | ||||
РФ | ||||
Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, | должностные лица: | |||
7.23.3. | осуществляющими предпринимательскую деятельность по управле- | 50 000–100 000 | ||
нию многоквартирными домами на основании договоров управления | ||||
ч. 1 | многоквартирными домами, правил осуществления предприниматель- | юридические лица: | ||
150 000–200 000 | ||||
ской деятельности по управлению многоквартирными домами | ||||
Действия, указанные в ч. 1 ст. 7.23.3, совершенные в период прекра- | должностные лица: | |||
щения действия лицензии на осуществление предпринимательской | ||||
7.23.3. | деятельности по управлению многоквартирными домами или ее | 100 000–200 000 | ||
ч. 2 | аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом | юридические лица: | ||
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению | 150 000–500 000 | |||
многоквартирными домами | ||||
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание много | должностные лица: | |||
квартирных домов, требований энергетической эффективности, | 5 000–10 000 | |||
9.16. | предъявляемых к многоквартирным | домам, требований их осна- | индивидуальные | |
щенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, | предприниматели: | |||
ч. 4 | ||||
требований о проведении обязательных мероприятий по энергос- | 10 000–15 000 | |||
бережению и повышению энергетической эффективности общего | юридические лица: | |||
имущества | 20 000–30 000 | |||
граждане: | ||||
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица | 500–1 000 | |||
19.4.1. | должностные лица: | |||
органа государственного контроля (надзора), органа муниципального | ||||
ч.1 | 2 000–4 000 | |||
контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок | ||||
юридические лица: | ||||
5 000–10 000 | ||||
должностные лица: | ||||
19.4.1. | Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозмож- | 5 000–10 000 | ||
ч.2 | ность завершения проверки | юридические лица: | ||
20 000–50 000 | ||||
граждане: | ||||
Невыполнение в установленный срок законного предписания (поста- | 300–500 | |||
19.5. | новления, представления, решения) органа (должностного лица), осу- | должностные лица: | ||
ч. 1 | ществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный | 1 000–2 000 | ||
контроль, об устранении нарушений законодательства | юридические лица: | |||
10 000–20 000 | ||||
Непредставление или несвоевременное представление в государст- | ||||
венный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осу- | граждане: | |||
ществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), | ||||
муниципальный контроль, сведений (информации), представление | 100–300 | |||
19.7. | которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления | должностные лица: | ||
этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо | 300–500 | |||
представление в государственный орган (должностному лицу), орган | юридические лица: | |||
(должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государст- | 3 000–5 000 | |||
венный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений | ||||
(информации) в неполном объеме или в искаженном виде |