Начало классический немецкой философии было положено творчеством И.Канта (1724–1804), которое условно разделяют на два периода – докритический (до 1770) и кpитический. В докритический период интересы И.Канта сосредоточивались главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Результатом явился трактат “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза. Начало критического периода творчества совпадает с написанием труда “О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира” (1770). Основное произведение И.Канта, относящееся к данному периоду, “Критика чистого разума” (1781).
И.Кант считал правильными суждения эмпириков об опытной природе нашего знания. При этом он отклонял идею “чистой доски”, на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал также против “врожденных” идей рационалистов, хотя усматривал в этом некоторый плодотворный смысл. Вместо “врожденных” идей И.Кант ввел понятие априорные формы чувственности и рассудка, что, по существу, изменило познавательную ситуацию. Доступ к вещи в себе оказался невозможным из-за этих форм. Получалось, что человек может знать лишь мир явлений. Bнутреннее же содержание вещей непознаваемо.
На основе результатов критики теоретического разума И.Кант построил свою этику. Данной проблеме был посвящен труд “Критика практического разума” (1788). Ocновной посылкой этики И.Канта было убеждение в том, что всякая личность ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач. Законом своей этики он провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив.
Таким образом, критическим исследованием разума И.Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом должна была отвечать на фундаментальные вопросы: “что я могу знать?”, “что я должен делать?”, “на что я могу надеяться?”.
Важный шаг в переоценке наследия И.Канта сделал И.Фихте (1762–1814), указавший на противоречивость понятия “вещи в себе” и потребовавший его устранения из критической философии как рецидива догматического мышления. Свою философию И.Фихте назвал наукоучением. Последнее должно было выразить и обосновать фундаментальную идею о том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически-созерцательного отношения.
Тождество противоположностей субъекта и объекта становится отправным пунктом учения Ф.Шеллинга (1775–1854). Задача натурфилософии заключалась, по его мнению, в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших к высшим. Мыслитель интерпретировал данное развитие как некий творческий акт, непостижимый для разума, который может быть раскрыт только интеллектуальной интуицией, представляющей единство сознательного и бессознательного. Подобная интуиция – достояние немногих.
Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г.Гегель (1770–1831). Отождествив понятие с сущностью вещей, он представил мировое развитие как развитие духа (“абсолютной идеи”).
Разработка диалектического метода явилась подлинной исторической заслугой философа. Г.Гегель развил мысли о движении, переходе количественных изменений в качественные и обратно, противоречии как источнике развития, отрицании, развитии от низшего к высшему и т.д. Он разработал и сформулировал основные законы диалектики. Но диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не из природы и человеческой истории, а навязывал их природе и обществу в качестве законов чистого мышления.
Философия Гегеля стала воплощением классического типа философствования, который, в свою очередь, имел ряд важных результатов. Он заявил о себе теоретико-методологическим обоснованием революционных преобразований в науке, что отчетливо выразилось в создании классической научной парадигмы. Вместе с тем данный тип философствования обнажил бесплодность тенденции, увлекавшей мыслителей к созданию универсальных метафизических систем. Он также поставил проблему диалектического мышления, подготавливая тем самым прорыв к постижению диалектики объективного мира.