ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
(Тезисы лекции)
Омск 2010
ПЛАН:
§1. Понятие субъектов административного права.
§2. Виды субъектов административного права: государственные органы; государственные учреждения; государственные предприятия; государственные служащие; муниципальные органы; муниципальные учреждения; муниципальные предприятия; муниципальные служащие; органы местного самоуправления; граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства; лица с двойным гражданством; общественные объединения; религиозные объединения; народные дружины; частные сыскные организации; частные охранные организации.
Понятие субъектов административного права.
1.1. Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
|
|
Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.
Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм. Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
1.2. Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере государственного управления.
Признаки субъектов:
1. Вступают в правоотношения в сфере государственного управления.
2. Отношения между ними урегулированы нормами административного права.
3. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.
4. Не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права.
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
|
|
Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления |и гражданами, а также другими субъектами права.
1.3. Административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
Субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех блоков «Возникающих правоотношений»:
1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах Управления);
2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования Управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методой;
3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
4) в административно-деликтном праве, т. е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.