Основные понятия и категории, необходимые для проведения семинара
Человек, индивид, индивидуальность, личность, структура личности, деятельностный подход, деятельность, общение, индивидуализация и социализация личности, творчество, свобода, ответственность, гуманизм, ценность, относительные и абсолютные ценности, интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные ценности.
Темы докладов и сообщений
1. Концепции личности в философии и психологии.
2. Взаимосвязь нравственных, эстетических и научных ценностей.
3. Проблема свободы и необходимости человека в истории философии.
4. Проблемы целостности личности в условиях социальных трансформаций.
Основная литература
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект,2010.-588с.
2. Бучило, Н. Ф. Философия: электронный учебник / Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. - электрон. дан. и прогр. - М.: КНОРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
3. Канке, В. А. Современная философия: электронный учебник - электрон. дан. - М.: Омега-Л, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Лебедев, С.А. Философия науки: Терминологический словарь - М.: Академический Проект, 2011. - 268, [4] с.
5. Моисеева, Н.А.Философия: краткий курс / Моисеева, Н.А., Сороковикова В.И. - СПб.: Питер, 2008. - 352с.
6. Нижников, С.А. Философия:учебник - М.: Проспект, 2009. - 396,[4]с.
7. Подольская, Е.А. Философия: кредитно-модульный курс/ Е.А. Подольская. – Москва: Дашков и К; Ростов на Дону: Наука-Спектр,2010.- 379с.
8. Философия [Текст]: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. проект: Культура, 2008. – 686с.
9. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: в 2ч./под общ. ред. проф. Ф.Д. Демидова; РАГС при президенте Российской Федерации. – Москва: РАГС: Издательский Дом ИНФРА-М, 2010. – 22с.
Дополнительная литература
1. Берлин, И. Стремление к идеалу [Текст]: статья / И. Берлин // Вопросы философии. – 2000. - №5. - С.41-53.
2. Гарин, И. И. Что такое философия? [Текст]: монография / И. И. Гарин. – М.: Терра – Книжный клуб, 2001. – 446с.
3. Психология личности [Текст]: хрестоматия в 2 т. – Самара: Бахрах-М, 2000. – Т.2. – 213с.
4. Разин, А. В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство [Текст]: статья / А. В. Разин // Вестник Московского университета. – Серия 7. – Философия. – 1999. - №3. – С.12-26.
5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов технических вузов - М.: Гардарики, 2008. - 365,[3]с.
6. Станкевич, Л. П. Проблемы целостности личности [Текст]: монография / Л. П. Станкевич. – М.: Наука, 1987. – 384 с.
7. Френч, М. Премудрость в личности [Текст]: статья / М. Френч // Вопросы философии. 2000. - №4. - С.13-26.
8. Хофмайстер, Х. Что значит мыслить философски [Текст] / Х. Хофмайстер. – С-Пб.: Лань, 2000. – 441с.
9. Эпштейн, М. Поступок и происшествие. К теории судьбы [Текст]: статья // Вопросы филоСофии. – 2000. - №9. - С.12-25.
10. Якимец, К. И. Своё и чужое [Текст]: статья / К. И. Якимец // Вопросы философии. - 2003. - №11. - С.34-56.
Задания к текстам (семинар-дискуссия)
Прочитайте выдержки из работ Н.А. Бердяева «О назначении человека» и «Человек и машина» и ответьте на следующие вопросы, используя методы и приемы философского анализа проблем. Систематизируйте и обозначьте, письменно, список проблем поставленных автором; устно, аргументируйте комментарии.
1. Как вы понимаете фразы:
- «…человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение…»;
- «…человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира…»;
- «…человек есть существо парадоксальное…; … трагическое…; гуманизирующее…»;
- продолжите список размышлений автора.
2. Ваше отношение к мысли «…человек скорее регрессирует, чем прогрессирует…»?
3. Объясните фразу: «…социальность превращает животное в человека…».
4. Как вы понимаете фразы:
- «…личность для природного индивидуума есть задание…»;
- «…личность есть целостность и единство…»;
- «…центр нравственной жизни в личности…»;
- «…личность, по существу, предполагает другого и другое…»;
- «…индивидуум соотносителен роду…личность же соотносительна обществу…»;
- продолжите список размышлений автора.
5. Как вы понимаете фразы:
- «…вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры…»;
-«…не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства…»;
- «…начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость…»;
- «…не машина обездушила человека, а сам человек обездушился…».
6. В чем с точки зрения Н.А. Бердяева главная опасность, которую несет с собою машина для человека, опасность уже вполне обнаружившаяся?
7. Объясните, как власть техники в человеческой жизни влечет за собою очень большое изменение в типе религиозности.
8. Законспектируйте высказывания мыслителя имеющие для вас жизненный смысл и противоречие. Поделитесь размышлениями со студенческой аудиторией.