Название дела | Годы | Суть |
Шахтинское дело | Обвинение группы руководителей и специалистов угольной промышленности во вредительстве и саботаже. | |
Дело Промпартии | Судебный процесс по делу о вредительстве в промышленности. | |
Дело «Весна» (Гвардейское дело) | 1930-1931 | Репрессии в отношении офицеров Красной армии, служивших ранее в Русской императорской армии. |
Академическое дело | 1929-1931 | Дело против группы ученых Академии наук и краеведов. |
Кремлевское дело | Дело по обвинению в государственной измене после убийства С.М. Кирова. | |
Пулковское дело | 1936-1937 | Дело против советских ученых. |
Дело военных | Дело по обвинению группы советских высших командиров в организации заговора с целью захвата власти. | |
Ленинградское дело | 1940-е – 1950-е | Серия судебных процессов против партийных руководителей РСФСР. |
Дело врачей | Начало 1950-х | Дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. |
«Холодная война»: причины, содержание, результаты
Причины | Содержание | Результаты |
Политические: Взаимное опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР. наличие во всем мире сторонников США и СССР – сплочение против противоположного лагеря. | Создание военно-политических блоков – НАТО и ОВД. | США и союзники одержали победу в «холодной войне» над СССР и его союзниками. |
Экономические: Борьба за ресурсы. Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния. | Использование средств негативного влияния на развитие экономики противника (запрет на продажу товаров, отказ от соглашений). Гонка вооружений. | Непосильная гонка вооружений привела к кризису советской экономики, утрате ведущих позиций в мировой экономике. |
Военные: Опасение возрастания военной мощи противника. | Борьба разведок. Многочисленные локальные и региональные конфликты. | Распад СССР привел к ослаблению военной мощи страны. |
Идеологические: Борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологий. | Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран. Идеологическая пропаганда среди населения. | Западный образ жизни оказались привлекательными для советских граждан (эмиграция). |
Дополнительная литература
Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов // История СССР. 1991. № 4.
Денежная реформа 1947 года: реакция населения // Отечественная история. 1997. № 6.
Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. // Вопросы истории, 1995, № 1.
Зима В.Ф. “Второе раскулачивание (Аграрная политика конца 40-х - начала 50-х годов) // Отечественная история. 1994. № 3.
Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945-1946 гг.) // Свободная мысль, 1991, № 6.
Костырченко Г.В. Компании по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994.№ 8.
Кутузов В.А. Так называемое “ленинградское дело”// Вопросы истории КПСС. 1989. № 3.
Медведев Ж.А. Как создавалась атомная бомба в СССР // Вопросы истории. 2000. № 7.
Советская внешняя политика в годы “холодной войны”(1945-1985). Новое прочтение. М.,1995.
Тема № 11: СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.).
Цель занятия: сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4.
В результате студент должен знать:
- основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
- основные понятия и закономерности исторической науки;
- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;
- историю культуры Отечества и ее место в мировой цивилизации;
- принципы ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;
- всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения.
Владеть:
- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
- навыками исследовательской работы с первоисточниками, научной литературой.
Вопросы для самоподготовки
1. Геополитическая ситуация в мире в 1960-90-е годы.
2. Н.С. Хрущев. Мероприятия по смягчению тоталитарного режима. Социально-экономические преобразования.
3. Консервация административно-командной системы управления.
4. Диссидентское и правозащитное движения.
5. СССР в 1985-1991 гг. М. С. Горбачев и «перестройка».
6. Реформирование политической системы: гласность, возникновение политических партий и общественных движений.
7. Новое политическое мышление.
8. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ