Государственное управление движимым имуществом осуществляется посредством передачи его на баланс организаций, собственником которых полностью или частично является государство в качестве акционера либо учредителя. При этом в большинстве случаев государственные компании создают в виде открытых акционерных обществ, блокирующий или контрольный пакет которых находится у государства. Наемный менеджмент таких организаций, в свою очередь, управляет их имуществом в интересах собственников, в том числе государства. Контроль за их деятельностью по эффективному использованию движимого имущества проводят в рамках механизмов корпоративного менеджмента, апробированных в мировой практике. Так, при наличии у государства пакета акций его представитель (или представители) становится членом совета директоров и обеспечивает соблюдение интересов собственника через расширенные полномочия, соответствующие данной должности. Кроме того, государство обеспечивает соблюдение своих интересов при участии в ежегодном собрании акционеров. Аналогичные процедуры реализуют в случаях, когда предприятия с превалирующей долей государственной собственности имеют отличную от акционерного общества организационно-правовую форму.
|
|
В настоящее время государство в целях регулирования управления объектами движимого, как и недвижимого, имущества применяет две основные группы методов управления: административно-правовые и экономические, причем преобладают административно-правовые методы, эффективность применения которых в рыночных условиях невысока. В качестве важнейших составляющих экономических методов как более эффективных следует выделить рыночные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на функционирование соответствующего рынка, и фискальные механизмы управления.
Управление ценными бумагами, принадлежащими государству на праве собственности, осуществляется по классическим принципам финансового менеджмента, что предполагает их размещение с наибольшей возможной доходностью при условии минимизации соответствующих рисков. Таким образом, требуемая доходность портфеля ценных бумаг представляет собой сумму безрисковой ставка и премии за риск. При этом действия государства по управлению данной категорией собственности реализуются в рамках модели ценообразования капитальных активов (САРМ), которая в наибольшей степени соответствует потребностям управления портфелями ценных бумаг.
Органом исполнительной власти, ответственным за размещение и использование принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг и наличности на федеральном уровне, является Министерство финансов, которое аккумулирует средства в Резервном фонде (РФ) и Фонде национального благосостояния (ФНБ). Совокупный объем средств РФ, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке России (ЦБ) по учету средств РФ и его средств, размещенных в резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным ЦБ на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. По состоянию на 31 января 2013 г. объем средств РФ составлял 713,48 млрд руб. Данные средства можно использовать на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.
|
|
Помимо реализации указанных функций по распоряжению движимым имуществом Российской Федерации, Министерство финансов осуществляет распоряжение средствами федерального бюджета в части размещения их на банковских депозитах, а также инвестирование временно свободных средств государственных корпораций. Аналогичные функции на мезоуровне выполняют региональные министерства финансов. При распоряжении указанными средствами должны быть соблюдены следующие условия: эмитент ценных бумаг должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВ-»; исполнение обязательств перед держателями облигаций российского хозяйственного общества по выплате номинальной стоимости купонных облигаций и/или частично или полностью процентного дохода по ним обеспечено государственной гарантией Российской Федерации. Таким образом, ценные бумаги, вложения в которые осуществляет государство, должны иметь достаточно высокий инвестиционный рейтинг.
Средства Пенсионного фонда (ПФ) также должны быть размещены с условием обеспечения сохранности накопленных ресурсов, что обеспечивается путем их размещения на финансовых рынках через посредничество управляющих компаний. Крупнейшим оператором ресурсов ПФ является государственная управляющая компания (в настоящее время — Внешэкономбанк), которая имеет право вкладывать пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля. Базовый инвестиционный портфель государственных ценных бумаг формируется из облигаций Российской Федерации и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством. Расширенный инвестиционный портфель формируется из государственных ценных бумаг субъектов Федерации, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. Целью управления данными портфелями является обеспечение уровня доходности, превышающего инфляцию; при этом размещение пенсионных средств допускается только в ценные бумаги, имеющие высокий инвестиционный рейтинг.
Необходимо отметить, что в настоящее время движимым имуществом Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в большинстве случаев управляют недостаточно эффективно, что предполагает создание альтернативных механизмов распоряжения государственной собственностью данного типа. Одним из направлений совершенствования системы управления государственным движимым имуществом является создание управляющих компаний, деятельность которых будет направлена на распоряжение казной Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, то есть формирование механизма передачи на аутсорсинг управления государственным движимым имуществом.
|
|
В настоящее время такой механизм создан в системе пенсионного страхования, где распоряжение частью средств осуществляют негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, эффективность деятельности которых, как правило, выше, чем у государственной управляющей компании. Возможность применения аналогичной модели рассматривалась также для управления золотовалютными резервами РФ. ЦБ России считает возможным разделить управление золотовалютными резервами страны со специализированным агентством по управлению государственным движимым имуществом, в качестве которого мог бы выступить Внешэкономбанк (ВЭБ), и частными управляющими компаниями, чтобы повысить доходность инвестирования. Основной задачей эффективного управления является сохранность средств и их прибыльность в долгосрочной перспективе соответственно, речь идет о высокодоходных инструментах инвестирования. Пока значительная часть средств ЦБ находится в американских активах, которые в последнее время с определенной периодичностью приносят значительные убытки.
Поэтому ЦБ считает возможным создание трехуровневой системы управления золотовалютными резервами, возложив на ВЭБ функцию аутсорсера и оптимизатора инвестиций. В свою очередь ВЭБ, учитывая экономическую конъюнктуру, будет распределять резервные средства. Привлечение частных управляющих компаний обеспечит конкурентную среду на рынке и выбор наиболее доходных активов. Однако большое количество участников может спровоцировать рост коррупции, поэтому необходимо создать юридическую базу. Аналогичные аутсорсинговые решения могут быть приемлемый для распоряжения казной субъектов Федерации и муниципальных образований. С одной стороны, подобная политика позволит правильнее управлять и распределять финансовые активы, обеспечит их большую доходность. С другой стороны, речь идет об управлении финансовыми резервами страны, что является огромной ответственностью, требующей контроля и четкого отслеживания деятельности частных финансовых компаний, привлечения дополнительных контролирующих подразделений и систем. В любом случае, это новый для России опыт, и если такую политику будут проводить, необходимо, в первую очередь, принять во внимание опыт других стран, а также привлекать к управлению активами управляющие компании на основе комплексного анализа их надежности и профессионализма.
|
|