Методы управления государственным движимым имуществом

Государственное управление движимым имуществом осу­ществляется посредством передачи его на баланс организаций, собственником которых полностью или частично является го­сударство в качестве акционера либо учредителя. При этом в большинстве случаев государственные компании создают в виде открытых акционерных обществ, блокирующий или кон­трольный пакет которых находится у государства. Наемный менеджмент таких организаций, в свою очередь, управляет их имуществом в интересах собственников, в том числе государ­ства. Контроль за их деятельностью по эффективному исполь­зованию движимого имущества проводят в рамках механизмов корпоративного менеджмента, апробированных в мировой практике. Так, при наличии у государства пакета акций его представитель (или представители) становится членом совета директоров и обеспечивает соблюдение интересов собственни­ка через расширенные полномочия, соответствующие данной должности. Кроме того, государство обеспечивает соблюдение своих интересов при участии в ежегодном собрании акционе­ров. Аналогичные процедуры реализуют в случаях, когда пред­приятия с превалирующей долей государственной собственно­сти имеют отличную от акционерного общества организацион­но-правовую форму.

В настоящее время государство в целях регулирования управления объектами движимого, как и недвижимого, иму­щества применяет две основные группы методов управле­ния: административно-правовые и экономические, причем преобладают административно-правовые методы, эффек­тивность применения которых в рыночных условиях невы­сока. В качестве важнейших составляющих экономических методов как более эффективных следует выделить рыночные регуляторы, оказывающие непосредственное влияние на функционирование соответствующего рынка, и фискальные механизмы управления.

Управление ценными бумагами, принадлежащими государ­ству на праве собственности, осуществляется по классическим принципам финансового менеджмента, что предполагает их размещение с наибольшей возможной доходностью при усло­вии минимизации соответствующих рисков. Таким образом, требуемая доходность портфеля ценных бумаг представляет собой сумму безрисковой ставка и премии за риск. При этом действия государства по управлению данной категорией соб­ственности реализуются в рамках модели ценообразования капитальных активов (САРМ), которая в наибольшей степе­ни соответствует потребностям управления портфелями цен­ных бумаг.

Органом исполнительной власти, ответственным за разме­щение и использование принадлежащих Российской Федера­ции ценных бумаг и наличности на федеральном уровне, явля­ется Министерство финансов, которое аккумулирует средства в Резервном фонде (РФ) и Фонде национального благососто­яния (ФНБ). Совокупный объем средств РФ, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме ос­татков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке России (ЦБ) по учету средств РФ и его средств, разме­щенных в резервной позиции Российской Федерации в Меж­дународном валютном фонде, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным ЦБ на дату, пред­шествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на ос­нове указанных курсов. По состоянию на 31 января 2013 г. объем средств РФ составлял 713,48 млрд руб. Данные средства можно использовать на финансовое обеспечение нефтегазово­го трансферта и досрочное погашение государственного внеш­него долга.

Помимо реализации указанных функций по распоряжению движимым имуществом Российской Федерации, Министер­ство финансов осуществляет распоряжение средствами феде­рального бюджета в части размещения их на банковских депо­зитах, а также инвестирование временно свободных средств государственных корпораций. Аналогичные функции на мезоуровне выполняют региональные министерства финансов. При распоряжении указанными средствами должны быть соблюде­ны следующие условия: эмитент ценных бумаг должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВ-»; исполнение обязательств перед держателями облигаций российского хозяйственного общества по выплате номинальной стоимости купонных облигаций и/или частично или полностью процентного дохода по ним обеспечено государственной га­рантией Российской Федерации. Таким образом, ценные бума­ги, вложения в которые осуществляет государство, должны иметь достаточно высокий инвестиционный рейтинг.

Средства Пенсионного фонда (ПФ) также должны быть размещены с условием обеспечения сохранности накопленных ресурсов, что обеспечивается путем их размещения на финан­совых рынках через посредничество управляющих компаний. Крупнейшим оператором ресурсов ПФ является государствен­ная управляющая компания (в настоящее время — Внешэко­номбанк), которая имеет право вкладывать пенсионные накоп­ления граждан в два инвестиционных портфеля. Базовый ин­вестиционный портфель государственных ценных бумаг формируется из облигаций Российской Федерации и корпора­тивных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством. Расширенный инвестиционный портфель фор­мируется из государственных ценных бумаг субъектов Федера­ции, корпоративных облигаций российский эмитентов, гаран­тированных государством депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. Целью управления данными портфелями является обеспечение уров­ня доходности, превышающего инфляцию; при этом размеще­ние пенсионных средств допускается только в ценные бумаги, имеющие высокий инвестиционный рейтинг.

Необходимо отметить, что в настоящее время движимым имуществом Российской Федерации, ее субъектов и муници­пальных образований в большинстве случаев управляют недо­статочно эффективно, что предполагает создание альтернатив­ных механизмов распоряжения государственной собственнос­тью данного типа. Одним из направлений совершенствования системы управления государственным движимым имуществом является создание управляющих компаний, деятельность кото­рых будет направлена на распоряжение казной Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, то есть формирование механизма передачи на аутсорсинг управ­ления государственным движимым имуществом.

В настоящее время такой механизм создан в системе пенси­онного страхования, где распоряжение частью средств осуще­ствляют негосударственные пенсионные фонды и управляю­щие компании, эффективность деятельности которых, как правило, выше, чем у государственной управляющей компа­нии. Возможность применения аналогичной модели рассмат­ривалась также для управления золотовалютными резервами РФ. ЦБ России считает возможным разделить управление зо­лотовалютными резервами страны со специализированным агентством по управлению государственным движимым иму­ществом, в качестве которого мог бы выступить Внешэконом­банк (ВЭБ), и частными управляющими компаниями, чтобы повысить доходность инвестирования. Основной задачей эф­фективного управления является сохранность средств и их прибыльность в долгосрочной перспективе соответственно, речь идет о высокодоходных инструментах инвестирования. Пока значительная часть средств ЦБ находится в американс­ких активах, которые в последнее время с определенной пери­одичностью приносят значительные убытки.

Поэтому ЦБ считает возможным создание трехуровневой системы управления золотовалютными резервами, возло­жив на ВЭБ функцию аутсорсера и оптимизатора инвести­ций. В свою очередь ВЭБ, учитывая экономическую конъюн­ктуру, будет распределять резервные средства. Привлечение частных управляющих компаний обеспечит конкурентную сре­ду на рынке и выбор наиболее доходных активов. Однако боль­шое количество участников может спровоцировать рост кор­рупции, поэтому необходимо создать юридическую базу. Ана­логичные аутсорсинговые решения могут быть приемлемый для распоряжения казной субъектов Федерации и муниципаль­ных образований. С одной стороны, подобная политика позво­лит правильнее управлять и распределять финансовые активы, обеспечит их большую доходность. С другой стороны, речь идет об управлении финансовыми резервами страны, что явля­ется огромной ответственностью, требующей контроля и четко­го отслеживания деятельности частных финансовых компаний, привлечения дополнительных контролирующих подразделений и систем. В любом случае, это новый для России опыт, и если такую политику будут проводить, необходимо, в первую оче­редь, принять во внимание опыт других стран, а также привле­кать к управлению активами управляющие компании на осно­ве комплексного анализа их надежности и профессионализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: