Факты являются исходным пунктом любого научного исследования, разрешения всякой проблемы, возникающей в процессе управления, и одновременно одной из важнейших целей познавательного процесса, без которого невозможно эффективное управление.
В познании объективные факты отражаются как восприятия фактов, а затем преобразуются в суждения.
Научный факт в этом случае является высказыванием в форме суждения, которое фиксирует объективный факт и включается как элемент в ту или иную систему знания.
Вполне естественно называть фактом объективно, и независимо от познания, происходящее событие.
.
При этом следует иметь, в виду, что не все стороны объективной действительности являются фактом для человека, для науки.
В рамках логики научного исследования понятие “факт” изучается в другом смысле. Когда говорят, что наука основывается на фактах, то имеют в виду факт как элемент научного знания.
Факт рассматривают как определенного рода — фактическое — знание, функции которого во всем научном знании должна выявить логика научного исследования.
Объективный факт, становясь объектом изучения, отражается в форме фактического знания, которое тем или иным способом попадает в сферу практики человека. Расширение сферы фактического знания происходит посредством раздвижения существующих в каждый данный момент истории человека пределов его практики.
Факт, таким образом, является не только отражением объективных, независимых от человека, свойств предмета, но и показателем уровня развития практики.
Научный факт — это элемент знания, который выделяется по своей функциональной роли в пределах каждой системы научного знания. Он относится к конкретному знанию, а не к той теоретико-познавательной функции, которую знание имеет в пределах данной системы.
Факты обретают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты действительности.