Цель занятия: 1. Познакомиться с наиболее распространенными врожденными пороками сердца у детей (без цианоза и с цианозом). 2. Познакомиться с особенностями их клинического течения у детей раннего и старшего детского возраста. 3. Освоить основные методы диагностики врожденных пороков сердца.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
I. Причины и патогенез врожденных пороков сердца (ВПС). 2. Классификация ВПС по Мардеру. 3. Общая симптоматология и принципы распознавания ВПС. 4. Особенности клинического течения ВПС у детей раннего и старшего возраста. 5. Клиника наиболее часто встречающихся анатомических вариантов ВПС-дефекта межжелудочковой перегородки, открытого артериального протока, коарктацин аорты, тетрады Фалло. 6. Клинические особенности сердечно-сосудистой недостаточности у детей при ВПС. 7. Принципы лечения сердечно-сосудистой недостаточности при ВПС у детей. 8. Прогноз при ВПС у детей.
II. Самостоятельная работа в клинике.
1. Работа у постели курируемого больного с ВПС: а) сбор анамнеза жизни проводится по схеме кафедры (выявить неблагоприятные факторы внутриутробного периода, фиксировать внимание на первом критическом периоде развития плода – токсикозы беременности, профессиональные вредности, заболевания беременной); б) оценить показатели физического развития ребенка. 2. Объективное обследование больного: общее состояние больного, наличие цианоза, одышки в покое или при физической нагрузке, деформации грудной клетки – «сердечный гроб», эпигастральной пульсации, визуально и пальпаторно определить верхушечный и сердечный толчок, наличие систолического дрожания, определить границы относительной и абсолютной сердечной тупости. При аускультации дать характеристику тонам сердца; охарактеризовать шумы сердца (грубый, дующий, продолжительный, иррадиирующий за пределы сердца, систолодиастолический). Частота пульса, его оценка. Частота дыхания. Коэффициент отношения частоты дыхания и пульса. Измерить АД на верхних и нижних конечностях. Выявить симптомы нарушения кровообращения (одышка, тахикардия, кардиомегалия, застойные явления в легких, увеличение печени, пастозность, отеки). 3. Провести анализ лабораторных и других методов исследования (особое внимание обратить на ЭКГ, ФКГ и рентгенологические изменения со стороны сердца). 4. Обосновать клинический диагноз с учетом анамнеза, объективных данных и результатов дополнительных методов исследования. При формулировке диагноза ВПС выделить синдромную принадлежность порока в зависимости от нарушения гемодинамики по малому кругу кровообращения, наличие или отсутствие цианоза, от фазы течения ВПС и степени нарушения кровообращения н, по возможности, установить топический диагноз. Указать осложнения и сопутствующие заболевания. 5. Назначить лечение в зависимости от степени нарушения кровообращения (сердечные гликозиды, глюкоза, оротат калия, витамины, кокарбоксилаза, диуретики), симптоматические средства, при наличии пневмонии – антибиотики. Обсуждение прогноза и возможной хирургической коррекции ВПС.
|
|