До 1962 г. специальная подготовка вагонов к погрузке не проводилась. В период 1960—1962 гг. в решалась проблема сокращения работ по техническому обслуживанию вагонов на сортировочных станциях. Была реализована идея организации специальной подготовки порожних вагонов под погрузку на специализированных для этой цели пунктах технического обслуживания (ПТО), размещаемых на станциях массовой погрузки или на станциях, предшествующих погрузочным районам. Таким образом, подготовка вагонов под погрузку является плановым профилактическим техническим обслуживанием, включающим частичное восстановление (оздоровление) кузовов. На сети дорог действуют крупные механизированные пункты, через которые вагоны проходят в среднем через три-четыре оборота. Для технического оснащения этих пунктов разработано специальное технологическое оборудование: вагоноремонтные машины, автоматизированные системы промывки котлов цистерн, комплексы устройств для очистки и промывки крытых вагонов, технологическая оснастка для ремонта крышек люков полувагонов, бортов платформ, дверей крытых вагонов и т.д.
|
|
Разработаны типовые проекты пунктов, основное назначение которых заключается в подготовке порожних вагонов под погрузку и производстве текущего отцепочного ремонта порожних вагонов (ТР-1). Установлена специализация пунктов по типам вагонов и категории пунктов по их производственной мощности (таблица - 3.1).
Таблица - 3.1. Классификация ПТО вагонов, специализированных на подготовке к перевозкам
Специализация | Среднесуточная производительность 4-осных вагонов по категориям | ||
Механизированные пункты подготовки полувагонов и платформ | Более 500 | 300-500 | 100-300 |
Пункты комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов | Более 100 | 50 - 100 | до 50 |
Промывочно-пропарочные предприятия и пункты подготовки цистерн | Более 500 | 300 - 500 | до 300 |
В соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РК запрещается подача под погрузку грузов или посадку пассажиров вагонов без предъявления их к техническому обслуживанию. На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, порожние вагоны, подаваемые под погрузку, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях отремонтированы на ближайшем ПТО, расположенном перед станцией погрузки. Аналогично выполняют техническое обслуживание вагонов под сдвоенные операции (выгрузка — погрузка).
Перечень пунктов, которые готовят вагоны для станций погрузочных районов, утверждается руководством дороги. Выбор станций для размещения пунктов технического обслуживания, готовящих вагоны к перевозкам, и определение их специализации и категорий производят в пределах каждой дороги из расчета обеспечения установленного плана погрузки вагонов на дороге. При выборе станций для размещения пунктов учитывают, что экономическая эффективность подготовки вагонов к перевозкам возрастает, а качество подготовки улучшается при концентрации подготовки на небольшом количестве сравнительно крупных пунктов. Пункты, размещенные на станциях массовой погрузки и крупных узловых станциях, готовят, как правило, вагоны также для промежуточных станций, прикрепленных к этому пункту.
|
|
Пункты, размещенные на станции, предшествующей погрузочному району, готовят вагоны для промежуточных станций, прикрепленных к этому пункту участков обслуживания. При этом учитываются направления порожних вагонопотоков.
Схема размещения пунктов технического обслуживания, специализированных на подготовке вагонов к перевозкам, и участков обслуживания, прикрепленных к этим пунктам, приведена на рисунке - 3.1. Такая схема практически исключает подачу порожних вагонов под погрузку без подготовки, за исключением сдвоенных операций. В этих случаях осмотр под погрузку выполняют выездные осмотрщики вагонов.
Количество путей, находящихся в распоряжении пункта, зависит от суточной программы подготовки: 100—400 вагонов — 2 пути; 400—1000 вагонов — 3 пути; 1000—1500 вагонов — 4 пути.
Рисунок - 3.1. Схема размещения пунктов, готовящих вагоны к перевозкам в границах участков обслуживания депо: О — сортировочные станции, на которых размещены пункты; о — промежуточные станции, производящие погрузку; - - - границы участков обслуживания, прикрепленных к пунктам; 1,2,3... - условные номера пунктов; , — вагонные депо; - • - • - границы участков вагонных депо
Исходя из особенностей типового технологического процесса подготовки вагонов к перевозкам, пункты должны удовлетворять основным требованиям, а именно, иметь:
- раздельные пути для технического обслуживания и текущего ремонта;
- технические средства механизации для ремонта кузовов вагонов;
- технические средства для проверки и текущего ремонта ходовых частей, тормоза и автосцепного оборудования.