Предмет, проблемное поле и структура философии

Философское мировоззрение осваивает действительность сквозь призму смысловой полярности – мир и человек, представляющей основу любых философских построений.

Предметом философии выступает выявление всеобщего в системе отношений человека и мира, универсаль-
ных форм их взаимодействия. Философия стремится
всегда выразить результаты своих исследований в понятийной форме, даже обнаруживая, что мир не имеет разумного содержания.

Узловая и многоплановая проблема «мир–человек» может быть в определенном смысле названа «основным вопросом философии», определение которого было предложено в рамках марксистской традиции Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Данный вопрос позволяет интерпретировать проблему места человека в мире как проблему соотношения мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, субъективного и объективного. Противостояние и взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики и культуры, пронизывая их. Поэтому полярность «материальное–духовное», «объективное–субъективное» входит во все философские размышления, составляет ядро любого философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет или нет.

В «основном вопросе философии» принято выделять два аспекта: онтологический (соотношение материи и сознания в генетическом плане – что является первичным?) и гносеологический (познавательное отношение человека к миру, его возможности и границы – познаваем ли мир?).

В ходе рассмотрения первого аспекта основного вопроса философии возникло два диаметрально противоположных направления:идеализм и материализм. Идеализм утверждает, что внешний мир является порождением и проявлением сознания, духовного бытия. Материализм обосновывает существование внешнего мира вне и независимо от сознания и объясняет мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (Боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.

Идеализм существует в двух видах:

1. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель и др.) в качестве исходного принципа мироустройства принимает духовное начало, существующее вне человеческого сознания (Мировой разум, Абсолютная идея, Дух и т.п.), а внешний мир считает проявлением этого универсального сознания, абсолюта.

2. В субъективном идеализме (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте и др.) отождествляется мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта, обосновывается зависимость внешней действительности от сознания человека.

Материализм подразделяется на механистический (метафизический) и диалектический материализм (марксизм). Механистический (метафизический) материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Ламетри, П. Гольбах и др.) рассматривает окружающий мир как совокупность изолированных и неизменных предметов, движение которых подчиняется законам механики. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) трактуют материальный мир, исходя из принципа универсальной связи и всеобщности развития явлений и предметов, их противоречивости.

Что касается второго аспекта основного вопроса философии, то большинство философов утвердительно решают вопрос о познаваемости мира, различаясь пониманием путей достижения истинного знания, за исключением ряда философских учений (агностицизм, скептицизм, иррационализм), отвергающих возможность достоверного познания мира.

Центральным объектом философии выступают
мировоззренческие универсалии – категории культуры, в системе которых человек оценивает, осмысливает и переживает предметы и явления мира и свое место в мире. Жизненные смыслы мировоззренческих универсалий пронизывают все области и феномены культуры, образуя ее базисную ценностную структуру.

Выделяют две большие группы универсалий культуры. К первой группе относятся понятия, которые фиксируют наиболее общие характеристики природных и социальных объектов человеческой деятельности – пространство, время, движение, вещь, отношения, причина, качество и т.д. Вторая группа категорий выражает в наиболее общей форме исторический опыт включения индивида в систему общения и социальных связей – человек, общество, истина, добро, красота, благо, страдание, красота, долг, совесть и т.д. В своем взаимодействии мировоззренческие универсалии задают целостный образ человеческого мира, выступают предельно общими программами социальной жизни. Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры,перерабатывая их в философские категории.

Специфику философии во многом определяет предельно всеобщий характер ее проблем, выходящих за границы конкретных сфер реальной действительности. Она стремится охватить мир в целом, в его первоосновах, дойти до начала, до последнего основания. По широте охвата философские проблемы превосходят все иные, включая их как частные моменты. Они встают перед обществом во все времена и никогда не получают исчерпывающего ответа. Вместе с тем каждое поколение людей обречено на их окончательное решение в качестве необходимого условия социально-эффективной деятельности, обеспечивающей преемственность и непрерывность человеческой истории. Конкретно-исторические варианты способов постановки и разрешения «вечных» философских проблем не исключают, а предполагают постоянное обращение к ним – выявление их новых аспектов и ракурсов. В ходе развития культуры содержание философских проблем уточняется, углубляется и расширяется.

Уже в античности устанавливается наиболее общее и полное деление философии на физику (натурфилософию – учение о природе), логику (гносеологию – учение о познание) и этику (учение о морали). Оно охватывает и материальные предметы, подчиняющиеся законам природы, и человеческие действия, подчиняющиеся законам природы, и человеческие поступки, подчиняющиеся неприродным, сверхприродным законам (закон свободы). Исторически развитие философии шло по пути ее понимания главным образом как натурфилософии (физики), в рамках которой получали объяснение и познание, и этика. Впоследствии философия стала трактоваться по преимуществу как гносеология (логика) и в этих рамках интерпретировались и натурфилософия, и этика. Наконец, после этого на передний план стало выходить понимание философии как этики, без опоры на которую не могут быть объяснены ни природа, ни познание. По мере развития философии в ней оформляются новые философские дисциплины: онтология, эстетика, социальная философия, история философии, философия права, философия культуры, аксиология, философия религии, философия науки, философия техники и др.

Как теоретическое отношение к миру философия имеет ряд родственных с наукой признаков: абстрактность, системность, доказательность, рациональность, универсальность. Вместе с тем важно видеть и отличия философии от науки. Любая наука изучает какую-либо конкретную и конечную область действительности и специально не занимается анализом наиболее общих принципов мироустройства и закономерностей его развития, познавательных методов и средств, смысложизненных установок и т.д. Наука сама не проводит разработку и систематизацию познавательных методов и средств.

Наконец, наука выносит за скобки, исключает из теоретических положений и выводов человека социокультурный контекст, в котором существует. Если бы истины науки признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможна. Ученый познает мир в его объективной данности, вне связи с самим собой, со своим собственным, всегда исторически обусловленным существованием. Именно поэтому научное знание обладает свойством всеобщности и необходимости, его выводы не могут быть оспорены обстоятельствами места и времени. Наука устанавливает категориальный статус предметов и явлений действительности («что?», «почему?»), но не дает им ценностной характеристики, т.е. не выражает отношение человека к ним («для чего?», «с какой целью?»).
В этом плане наука не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории и нуждается в ценностном обосновании.

В отличие от науки, философское знание имеет смысл только в границах определенной культуры, оно уникально и самобытно. Нет одной философии на все времена и для всех народов. Философия связывает в единое целое различные сферы бытия через призму человеческого существования, понимания его смысла. Только в процессе соотнесения определений вещей с самим человеком возникает ценностная иерархия предметов окружающего мира, которая формирует установки человеческой жизнедеятельности. Ценность – философская категория, выражающая идею значимого, важного, необходимого для людей и индивидов предмета, явления или ситуации.

Российский философ А.А. Гусейнов считал, что в отличие от знания, которое есть то, что соответствует вещам, ценности – это то, чему соответствуют вещи. Про ценности нельзя сказать, откуда они берутся, они содержат свои основания в себе. Ценности есть безусловное, предельное и абсолютное, это то, что в обыденной речи называют словом «святое». Про «святое» нельзя спросить: «Откуда оно берется и зачем оно нужно?», «Почему я должен любить мать, Бога, Родину?», «»Почему я не могу убить человека?» и т.п. Сам факт возникновения и постановки такого вопроса говорит о том, что соответствующий предмет потерял свою святость.

Для философии ценностный подход имеет фундаментальное значение и разрабатывается в аксиологии (от гр. учение о ценности) – философской дисциплине, которая исследует природу, происхождение, специфику и виды ценностей, способы познания ценностного мира. Философия проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ходе поиска ответа на главный мировоззренческий вопрос – для чего живет человек? Тем самым она предлагает человеку строгие критерии выбора системы ценностей и одновременно позволяет ему и требует от него реализовывать этот выбор самостоятельно. По А. Швейцеру, именно мир ценностей задает ориентиры всем сферам жизнедеятельности человека, культура носит ценностный характер, отсюда проистекает роль философии в качестве «стража культуры». В этой роли философия должна своевременно предупреждать людей о кризисе ценностей и разрабатывать новые ценностные установки и идеалы, способные порождать культурно-творческую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: