Сущность диалектики и ее исторические формы

Философское познание призвано не только представить основные компоненты мироздания, но и раскрыть их многообразные связи в процессе развития, построить динамичную картину бытия. Воссоздать логику изменения окружающей действительности с помощью философских понятий оказалось очень сложно. Решение этой задачи в истории философской мысли было связано с разработкой проблемы универсального метода познания – системы всеобщих требований и норм, организующих и регулирующих процесс познания. Поиск такого метода, который продолжается и сегодня, привел к формированию диалектикикак учения о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и вытекающего из этих законов универсального метода, имеющего силу в любой сфере деятельности и самого мышления.

Понятие «диалектика» (от гр. искусство рассуждать) родилось в древнегреческой культуре как искусство спора и умение плодотворно развивать обсуждаемую тему в ходе обнаружения истины. Формирование диалектики прошло долгий путь. В философии сложились три исторические формы диалектики: античная, идеалистическая и материалистическая.

Античная диалектика была наивной и стихийной, опиралась на жизненный опыт и множество наблюдений, но не дошла до понимания развития (Гераклит, Платон, Аристотель и др.). Античные мыслители открыли изменчивость мира, подвижный характер бытия и одновременно обнаружили трудности в понимании его изменений. Философские представления об изменчивости бытия опирались на различные данные практики и повседневного опыта. В то же время при всей изменчивости природного и общественного бытия всегда можно зафиксировать за внешней подвижностью явлений стабильные, устойчивые, сохраняющиеся структуры, процессы и свойства (времена года, возрастные циклы человека и др.). В ходе теоретической дискуссии о характере бытия античные философы развили диалектику как умение познающего мышления вести творческий спор, при котором противоположные точки зрения не отбрасываются, а дополняют и обогащают друг друга. Диалектика стала способом осмысления противоречий, с которыми всегда сталкивается человеческое познание в ходе анализа сущности изменений. Она была осознана в качестве метода движения мысли от многообразных конкретных значений (случаев употребления) понятий к всеобщим понятиям.

Вместе с тем, античная диалектика, правильно представляя мир постоянно изменяющимся, не смогла подняться до понимания развития как постоянного возникновения принципиально нового, необратимого. Для греческой культуры было характерно циклическое понимание времени: отождествление изменений с бесконечно повторяющимися циклами, возвратными изменениями. Представление о «стреле времени», линейной направленности событий индивидуальной и общественной жизни появляется в средние века, в рамках христианского мировоззрения, для которого характерно напряженное ожидание будущего (Августин). Важный шаг к идее развития мира был сделан в Новое время. Так, Декарт распространил понятие «развитие» на природу, французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, а Кондорсе обосновал идею непрерывного прогресса общества как форма его развития. Свое полное завершение идея развития получила в немецком идеализме.

Идеалистическая диалектика разработана немецкой классической философией (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг), а в виде целостной теоретической системы принципов, категорий и законов предстает в концепции объективного идеализма Г. Гегеля. Кант применил понятие «развитие» к Солнечной системе и другим звездным мирам, поставил вопрос о нравственном и социальном «развитии» человечества. Для Г. Гегеля подлинное развитие находится не в природе, а в истории общества, в первую очередь, в духовной культуре. Источник всякого развития заключен в самодвижении понятия, т.е. имеет логическую, духовную природу, поэтому диалектика понятий определяет диалектику вещей – процессов природы и общества. Диалектика вещей есть лишь отраженная форма «жизни понятия».
Г. Гегель выразил историческое движение человеческой мысли как закономерное развитие в понятиях «абсолютной идеи», «мирового духа». Сознание, духовные явления и процессы в его учении играют главную роль в жизни общества, определяют все остальные. Реальная история стран и народов осмысливается как последовательное воплощение развития духа, идеи.

Огромная заслуга Г. Гегеля в формировании диалектики состоит:

· в разработке и приведении в систему понятийного аппарата диалектики;

· формулировке совокупности диалектических закономерностей, отражающих универсальные связи бытия и познания;

· обосновании принципов диалектики – идей всеобщей связи явлений, единства противоположностей, развития мира через диалектическое отрицание.

Г. Гегель раскрыл истоки, формы и стадии развития духовной культуры, опираясь на огромный исторический материал. Однако духовное развитие общества трактовалось им как особый самостоятельный процесс, заключающий в самом себе свое содержание, определяющий природные и социальные явления: движение предметов есть лишь отражение движения идей и понятий. На самом деле духовные аспекты исторического развития человечества органично встроены в практическую по своей сущности общественную жизнь и в значительной степени обусловлены ей.

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс) формируется в результате переосмысления идеалистического гегелевского учения с материалистических позиций – превращение учения о развитии понятий в учение о развитии природы и общества. Высоко оценивая историческую диалектику Г. Гегеля, К. Маркс критически переосмыслил и развил ее, что привело к разработке диалектико-материалистического понимания общественного развития в единстве его материальных и духовных сторон.
В отличие от Гегеля, у Маркса тождество мышления и бытия утверждается не просто как принцип логики познающего мышления в его отношении к бытию, а как факт истории, жизнедеятельности людей. Обобщив результаты исследования живой и неживой природы, Энгельс показал и обосновал, что диалектические закономерности выражают развитие не только общества, но и природы, что в середине XIX в. сама наука подходит к диалектическому пониманию природы.

С точки зрения диалектического материализма законы развития реального мира и человеческого мышления являются тождественными по содержанию и различными по форме выражения законами диалектики. Источником множества противоположных взглядов на один и тот же предмет являются не только субъективные особенности людей. Они порождаются многогранностью предмета, сплавом в нем полярных черт, сил и тенденций. Диалектика мира постигается посредством диалектики мысли.
В ходе активного процесса познания действительности человеческое мышление способно в движении понятий (субъективная диалектика) воспроизвести движение бытия (объективная диалектика), т.е. развитие объективных предметов, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д. Если бы закономерности развития объективного мира и развития мышления были бы различными, то воспроизведение предметов и явлений материального бытия в сознание людей было бы невозможно. Синтез диалектики и материализма в ходе обобщения достижений науки второй половины XIX в. и исторического развития общества обеспечил высокую степень целостности и научности диалектико-материалистического миропонимания, его эффективность при изучении процессов действительности.

На любом этапе формирования диалектического учения в фокусе его внимания всегда была проблема развития. Развитие – философская категория, выражающая процесс направленных, длительных, накапливающихся, поступательных, необратимых качественных изменений системы, обусловленный ее противоречиями. В процессах развития различным образом проявляет себя противоречивый характер изменений. В философии выделяют две главных линии развития – прогресс и регресс.

Прогресс связан с повышением уровня организации системы, что увеличивает степень ее адаптации к среде, обеспечивает функциональную эффективность и возможность дальнейшего развития. Процесс, сопровождающийся ослаблением жизнеспособности и устойчивости системы, распадом ее структуры, уменьшением числа связей и набора полезных функций, называют регрессом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: