Теория и факторы развития личности

Проблема личности – одна из сложнейших проблем педагогики и отношение к этой проблеме высказывали ещё древние философы и педагоги прошлого. Так впервые в истории человечества Аристотель разработал возрастную периодизацию в развитии личности человека. Он писал, что каждому возрасту должны соответствовать формы и методы воспитания. Великий славянский педагог Каменский в работе «Великая дидактика» говорит, что развитие личности человека это, прежде всего, развитие его нравственности, духовности и трудолюбия.

Швейцарский педагог Песталоцци разработал теорию элементарного образования, в которой он подчеркивал, что образование человека должно быть природосообразным.

Многие современные исследователи высказывают разные точки зрения на процесс развития личности человека. Так, Алексей Николаевич Леонтьев отмечает, что личность рождается два раза: когда трёхлетний ребенок скажет «Я сам!», и когда в человеке развивается самосознание. Психология считает, что личность – это, прежде всего, человек, который обладает сознанием, а Личность – это человек, который умеет управлять своим сознанием. Философы рассматривают личность, как конкретного целостного человека, как индивидуальность. С точки зрения педагогики, личность – это человек, обладающий общественным и социальным сознанием, но умеющий проявить себя и личностно.

В истории педагогики, философии, психологии очень часто идут споры по поводу того, что есть личность, индивидуальность и индивид. Развивая себя, он становится личностью. В педагогике выделяются три основных ведущих фактора становления и развития личности человека: наследственность, среда, воспитание. В современных условиях есть и четвертый фактор – саморазвитие.

В современной педагогике создалось три основных направления, которые рассматривают развитие личности человека: биологическая, социальная, биосоциальная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: