Викарное подкрепление

В семье бывает так, что в одних случаях сын подражает отцу, скажем в его хобби, а в других нет. Если провести длительные наблюдения, то оказывается, что в первом случае наблюдаемое сыном поведение отца, его хобби, одобряется окружающими, а во втором случае нет. Строгими экспериментами, которые я не буду излагать, установлено, что если наблюдаемое поведение подкрепляется положительно, то у наблюдателя, независимо от его желаний, происходит научение этому наблюдаемому поведению. Если же это поведение подкрепляется отрицательно, то наоборот, усвоение этого поведения не происходит.

Такое научение, которое совершается в процессе восприятия соответствующих моделей поведения, принято называть викарным научением, т.е. заместительным научением.

Пример. В одном из экспериментов показывали детям фильмы, а которых демонстрировались некоторые модели поведения, состоящие в нарушении установленных воспитателями правил. Дети, которые видели фильм, в котором нарушение правил поведения подкреплялось положительно, в конечном счете, стали чаще нарушать эти правила в жизни. Дети же, которые видели фильм, где нарушения правил наказывалось, допускали меньше нарушений этих же правил.

Далее было обнаружено, что качественные различия в характере подкреплений не играет особой роли. Научение происходило одинаково и при подкреплении одобрением, признанием, нежностью, и при подкреплении сладостями. Но оно отличалось от чувствительности и значимости этих подкреплений для детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: