Общеизвестно, что ни одна сфера духовной культуры не оказала и не оказывает столь существенного и динамичного влияния на общество как наука. Как отмечал Б.Рассел: «Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке. Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века».
И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не замечаем и не видим в них особые достижения. Потому не удивительно, что в наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и ужасы Чернобыля, и участившиеся техногенные катастрофы, и глобальный экологический кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода - это только косвенное признание огромной роли и мощи науки. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.
|
|
Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука - это вполне достойный объект изучения. Однако, первые статьи и монографии, посвященные философской интерпретации науки, появились лишь в конце XIX-начале XX веков, когда начала формироваться специализированная отрасль, получившая название «философия науки». Одной из первых работ подобного плана явилась книга французского ученого П.Пэко «Элементы философии науки» (1915 г.- русский перевод). В 1922 году вышла работа И.А.Боричевского «Введение в философию науки». В 1960 году в русском переводе вышла книга английского философа Ф.Франка «Философия науки».
Современное состояние философии науки таково, что по своей роли в общей системе философского знания она выходит на самое видное место. Еще в 1974 году американский философ Е.Макмаллин в работе «Два лица науки» заявил, что философия науки занимается универсально-интегративной теоретической интерпретацией самой динамичной, престижной и социально значимой формы интеллектуальной деятельности человечества, какой является наука.
По сложившейся в отечественной традиции трактовке философия науки имеет своим предметом общетеоретические, мировоззренческие, гносеологические и этические проблемы не каких-то отдельных научных дисциплин, а науки в целом как особого способа интеллектуального постижения человеком самого себя и мира. Философия науки стремиться интегрировать знания о науке, ее сущности, законах ее производства, распространения, развития и функционирования с представлениями о мире, с духовными, интеллектуальными и нравственными потребностями развивающегося общества, с общими принципами бытия мира. Она сопрягает науку также с другими способами постижения реальности, в первую очередь с самой философией, а затем с религией, искусством, мифологией, публицистикой. Наконец, философия науки изучает научное познание в контексте культурно развивающегося человека, его природного, социального и духовного бытия. Она утверждает и возвеличивает человека в науке и науку как созидательную силу человека.
|
|
Философия науки сегодня существует в двух разновидностях: как направлении западной и отечественной философии и как философская дисциплина. В последней разновидности она существует наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией и исследует свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Она заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. Как дисциплина философия науки испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках философии науки как направления западной философии. Главная цель философии науки как дисциплины заключается в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных инноваций, которые можно обнаружить в авторских проектах современных философов науки.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знаниянезависимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки задается вопросом о том, как возможно достижение научной истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех общественных убеждений.
В наше время наука находится под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия науки занимают в этом ряду особое место. Соотношение философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отождествления последних или, по крайней мере, как нечто весьма родственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно.
Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.
|
|
Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60 годам прошлого столетия. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием. Можно столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широкий и общий смысл, и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.
Область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия», которая представляет собой применение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
Круг проблем собственно философии науки достаточно широк. К ним можно отнести вопросы следующего типа: Детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное знание от знания вненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования научного знания? Можно ли найти и как возможно основания, по которым мы судим о том, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?
И все же в определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению Ф.Франка, «центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам». К.Поппер считает ее центральной проблемой решение вопроса о том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. Все эти формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста, развития научного знания.
|
|
Типология представлений о природе проблем философии науки предполагает различие той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А.Уайтхед) или методологически ориентированной (критический рационализм К.Поппера). Совершенно ясно, что в онтологически ориентированной философии науки приоритеты будут принадлежать процедурам анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. В методологически ориентированной философии науки главным станет рассмотрение многообразных процедур научного исследования: обоснования, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.
Иногда о философии науки говорят в более широком историко-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на протяжении многовекового развития философии. Следуя подобной логике можно получить неокантианскую философию науки, философию науки неореализма и пр.
К разным версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую ориентации, которые по-разному оценивают статус науки в культурном континууме XX века. Сциентистская версия философии науки пытается освободить ее от свойственных ей недостатков, заретушировать или оправдать их. Для нее также характерно стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию (сведение) качественно различных теоретических структур к единому эмпирическому основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров. Антисциентистская версия философии науки, которая представлена именами К.Хюбнера, Т.Роззака, П.Фейерабенда, требует равноправия науки и вненаучных способов видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы общественного сознания и представляет собой отчужденное мышление и источник догматизма.
По-разному оценивается исследователями и место философии науки в общей системе научного знания. Некоторые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающий свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р.Карнап). Другие усматривают в ней посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф.Франк). Третьи связывают с философией науки задачи методологического анализа научного знания (И.Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для нее и для общества (П.Фейерабенд).
Говоря о проблемах философии науки надо иметь в виду и то обстоятельство, что ее стержневая проблематика не оставалась одной и той же на протяжении всего времени ее существования. В первой трети XX века философия науки была, в основном занята построением целостной научной картины мира, исследованием соотношения детерминизма и причинности, изучением динамических и статистических закономерностей. Ее внимание привлекали также и структурные компоненты научного исследования: соотношение логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, открытия и обоснования, теории и факта.
Во второй трети ХХ века философия науки была озабочена анализом проблемы эмпирического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим данным, как соотносится их онтологический и инструментальный смысл, в чем сложности проблемы теоретической нагруженности опыта. В этот период заявили о себе и сложности процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, фальсификации. Тогда же были выдвинуты и идеи анализа парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, проблемы тематического анализа науки.
В последней трети XX века уже обсуждается новое, расширенное понятие научной рациональности, обостряется конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. В этот же период новое содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Одновременно возникает осознанное стремление к историзации науки, выдвигаются требования осмысления философии науки в соотношении с ее историей, остро ставится проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки, ее нейтральности.
Осмысливая стержневую проблематику философии науки можно утверждать, что современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Она пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым, философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему целостности научного знания и его динамики, развития.
Подводя первоначальный итог сказанному можно утверждать, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.