Предметная сфера философии науки

Общеизвестно, что ни одна сфера духовной культуры не оказала и не оказывает столь существенного и динамичного влияния на общество как наука. Как отмечал Б.Рассел: «Почти все, чем отличается новый мир от более ран­них веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке. Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века».

И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не замечаем и не видим в них особые достижения. Потому не удивительно, что в наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и ужасы Чернобыля, и участившиеся техногенные катастрофы, и глобальный экологический кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода - это только косвенное признание огромной роли и мощи науки. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.

Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука - это вполне достойный объект изучения. Однако, первые статьи и монографии, посвященные философской интерпретации науки, появились лишь в конце XIX-начале XX веков, когда начала формироваться специализированная отрасль, получившая название «философия науки». Одной из первых работ подобного плана явилась книга французского ученого П.Пэко «Элементы философии науки» (1915 г.- русский перевод). В 1922 году вышла работа И.А.Боричевского «Введение в философию науки». В 1960 году в русском переводе вышла книга английского философа Ф.Франка «Философия науки».

Современное состояние философии науки таково, что по своей роли в общей системе философского знания она выходит на самое видное место. Еще в 1974 году американский философ Е.Макмаллин в работе «Два лица науки» заявил, что философия науки занимается универсально-интегративной теоретической интерпретацией самой динамичной, престижной и социально значимой формы интеллектуальной деятельности человечества, какой является наука.

По сложившейся в отечественной традиции трактовке философия науки имеет своим предметом общетеоретические, мировоззренческие, гносеологические и этические проблемы не каких-то отдельных научных дисциплин, а науки в целом как особого способа интеллектуального постижения человеком самого себя и мира. Философия науки стремиться интегрировать знания о науке, ее сущности, законах ее производства, распространения, развития и функционирования с представлениями о мире, с духовными, интеллектуальными и нравственными потребностями развивающегося общества, с общими принципами бытия мира. Она сопрягает науку также с другими способами постижения реальности, в первую очередь с самой философией, а затем с религией, искусством, мифологией, публицистикой. Наконец, философия науки изучает научное познание в контексте культурно развивающегося человека, его природного, социального и духовного бытия. Она утверждает и возвеличивает человека в науке и науку как созидательную силу человека.

Философия науки сегодня существует в двух разновидностях: как направлении западной и отечественной философии и как фи­лософская дисциплина. В последней разновидности она существует наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией и исследует свой срез рефлек­сивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бы­тию науки. Философия науки как направление современной фи­лософии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемо­логии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости на­уки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потреб­ность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Она заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. Как дисциплина философия науки испытывает на себе ог­ромное влияние философско-мировоззренческих концепций и те­оретических разработок, проводимых в рамках философии науки как направления западной философии. Главная цель философии науки как дисциплины заключается в интегративном анализе и синтетическом подходе к широ­кому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных инноваций, которые можно обнару­жить в авторских проектах современных философов науки.

Философия науки имеет статус исторического социокультур­ного знаниянезависимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы иссле­довательской деятельности. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудро­сти науки. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки задается вопросом о том, как возможно достижение научной истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех общественных убеждений.

В наше время наука находится под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия науки занимают в этом ряду особое место. Соотношение философии науки с близкими ей областями на­уковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отож­дествления последних или, по крайней мере, как нечто весьма род­ственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типо­логию поведения ученых в различных социальных системах, вза­имодействие формальных и профессиональных неформальных со­обществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а так­же конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах общественного устройства.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60 годам прошлого столетия. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического государствен­ного регулирования науки, выработку рекомендаций по повыше­нию эффективности научной деятельности, принципов организа­ции, планирования и управления научным исследованием. Мож­но столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широ­кий и общий смысл, и оно неизбежно становится междисципли­нарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

Область статистического изучения динамики информацион­ных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия», которая представляет собой применение методов математи­ческой статистики к анализу потока научных публикаций, ссы­лочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

Круг проблем собственно философии науки достаточно ши­рок. К ним можно отнести вопросы следующего типа: Детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное знание от знания вненаучного? Каковы критерии научно­сти, возможности обоснования научного знания? Можно ли найти и как возможно основания, по которым мы судим о том, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?

И все же в определении центральной проблемы философии науки су­ществуют некоторые разночтения. По мнению Ф.Франка, «центральной проблемой философии на­уки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам». К.Поппер считает ее центральной проблемой решение вопроса о том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания кон­курирующих теорий или верований. Все эти формулировки органично вплетены в ткань фило­софских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста, раз­вития научного знания.

Типология представлений о природе проблем философии науки пред­полагает различие той или иной ее ориентации, к примеру, онто­логически ориентированной (А.Уайтхед) или методологически ориентированной (критический рационализм К.Поппера). Совер­шенно ясно, что в онтологически ориентированной философии науки приоритеты будут принадлежать проце­дурам анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. В методологически ориентированной философии науки главным станет рассмотрение многообразных процедур научного исследования: обоснования, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.

Иногда о философии науки говорят в более широком истори­ко-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на протяжении мно­говекового развития философии. Следуя подобной логике можно получить неокантианскую философию науки, философию науки неореализ­ма и пр.

К разным версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую ориентации, которые по-разному оценивают ста­тус науки в культурном континууме XX века. Сциентистская версия философии науки пытается освободить ее от свойственных ей не­достатков, заретушировать или оправдать их. Для нее также ха­рактерно стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию (сведение) качественно различных теорети­ческих структур к единому эмпирическому основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров. Антисциентистская версия философии науки, которая представлена именами К.Хюбнера, Т.Роззака, П.Фейерабенда, требует рав­ноправия науки и вненаучных способов видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы общественного со­знания и представляет собой отчужденное мышление и источник догматизма.

По-разному оценивается исследователями и место философии науки в общей системе научного знания. Некото­рые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, ос­новывающий свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р.Карнап). Другие усматривают в ней посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф.Франк). Третьи связывают с фило­софией науки задачи методологического анализа научного зна­ния (И.Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи­лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вред­ную для нее и для общества (П.Фейерабенд).

Говоря о проблемах философии науки надо иметь в виду и то обстоятельство, что ее стержневая проблематика не оставалась одной и той же на протяжении всего времени ее существования. В первой трети XX века философия науки была, в основном занята построением целостной научной картины мира, исследованием соотношения детерминизма и причинности, изучением динамических и статистических закономерностей. Ее внимание привлекали также и структурные компоненты на­учного исследования: соотношение логики и интуиции, индук­ции и дедукции, анализа и синтеза, открытия и обоснования, тео­рии и факта.

Во второй трети ХХ века философия науки была озабочена анализом проблемы эмпирическо­го обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим данным, как соот­носится их онтологический и инструментальный смысл, в чем сложности проблемы теоретической нагруженности опыта. В этот период заяв­или о себе и сложности процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, фальсификации. Тогда же были выдвинуты и идеи анализа парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX века уже обсуждается новое, расширенное по­нятие научной рациональности, обостряется конкуренция различ­ных объяснительных моделей развития научного знания, попы­ток реконструкции логики научного поиска. В этот же период новое содержание при­обретают критерии научности, методологические нормы и поня­тийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Одновременно возникает осознанное стремление к историзации науки, выдвигаются требования осмысления философии науки в соотношении с ее ис­торией, остро ставится проблема универсальности методов и проце­дур, применяемых в рамках философии науки. Вновь обретает силу воп­рос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки, ее нейтральности.

Осмысливая стержневую проблематику философии науки можно утверждать, что современная философия науки выступает в качестве недоста­ющего звена между естественнонаучным и гуманитарным знани­ем. Она пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым, философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать вни­мание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей его полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на пробле­му целостности научного знания и его динамики, развития.

Подводя первоначальный итог сказанному можно утверждать, что предметом философии науки являются об­щие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исто­рическом развитии и рассматриваемых в исторически изменяю­щемся социокультурном контексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: