Образовании и формировании личности

Наука как социокультурный феномен всегда опиралась на сло­жившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценнос­ти, подтверждая то, что познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и тех­нологическая функции науки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта познава­тельной деятельности, с включением индивида в познаватель­ный процесс.

Культурная функция науки не сводима только к оценке ре­зультатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры. Она науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в каче­стве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, соци­альных формах, принятых и существующих в культуре. Инди­вид застает уже готовыми средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.

Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи все­гда располагало и общими языковыми средствами, и общим ин­струментарием, специальными понятиями и методами - так на­зываемыми «очками», при помощи которых прочитывалась дей­ствительность. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, пре­вратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в ко­торой происходит становление и формирование личности.

Наука, выступая как фактор социальной регуляции,не может не использовать знания, ставшие общественным достоянием и хранящиеся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Наука решает проблему социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нрав­ственного климата в научном сообществе. Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым условием ра­ционального управления. Любая инновация требует аргументи­рованного научного обоснования. Проявление регулятивной фун­кции науки осуществляется через сложившуюся в данном обще­стве систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу на­уки.

Наука развивается сообществом ученых. Как отмечал Ф.Бэ­кон, совершенствование науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от после­довательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга. Ученый - всегда представитель той или иной социокуль­турной среды. «Силовое» воздействие всего социокультурного поля на имеющийся научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» и независимости науки.

Современную науку называют Большой наукой, которая рас­полагает определенной социальной и профессиональной орга­низацией, развитой системой коммуникаций. В конце XX в. чис­ленность ученых в мире достигла свыше 5 млн человек. Наука включает 15 тыс. дисциплин и несколько сотен тысяч научных журналов. XX век называют эрой современной науки, открыва­ющей новые источники энергии и информационные техноло­гии. Возрастают тенденции интернационализации науки, наука становится предметом междисциплинарного комплексного ана­лиза: к ее изучению приступают не только науковедение, нау­кометрия, философия науки, но и социология, психология, ис­тория.

Наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологиче­ские, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука выполняет функцию непосредствен­ной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития социума. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результа­те индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило мате­риальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится осно­вой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки (которые сегодня заметно коммерциализируются). Наука в отличие от других свободных профессий не приносит сиюминутный экономический доход и не связана напрямую с непосредственной выгодой, по­этому проблема добывания средств к существованию всегда очень актуальна для ученого. В развитие современной науки необхо­димо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить.

Наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-промышленного капитала, не может реализовать свою универсальность, она застревает на ступени, которая связана не столько с истиной, сколько с прибылью. Отсюда многочислен­ные негативные последствия промышленного применения на­уки, когда техносфера, увеличивая обороты своего развития, совершенно не заботится о возможностях природы утилизовать эти вредоносные для нее отходы.

Социально-психологические факторы, определяющие науку, требуют введения в контекст научного исследования представ­лений об исторической ограниченности научного познания, раз­мышлений о личностном портрете ученого, когнитивных меха­низмах познания и мотивации его деятельности. Наука - «предприятие коммунитарное» (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука интерсубъективна и требует сотрудничества многих людей. Характерные для современности междисциплинарные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий.

Наука имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития, что обязывает подвергать ее резуль­таты многократной экспертизе. Философы особо предостерега­ют против ситуации, когда применение науки теряет нравствен­ный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, приобретают остроту проблемы контроля над деятельностью ученых.

Современная наука должна заботиться о коэволюционном вписывании в мир всех достижений НТП и в качестве приори­тетной выполнять свою социальную функцию. Наука функции социальной силы предполагает, что методы науки и данные на­учных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. На­ука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ре­сурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов эколо­гической опасности). В этой своей функции наука затрагивает социальное управление.

Еще одна функция науки - проективно-конструктивная, пред­варяющая фазу реального практического преобразования, явля­ется неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Так как основная цель науки - производство объективных знаний и их систематизация, основной функцией науки надо счи­тать функцию производства истинного знания, которая распада­ется на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза на основе открываемых наукой законов.

Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возла­гает на себя новые функции. Современные исследователи пред­лагают выделять две функции, общие как для образования, так и для науки: 1) функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание че­ловечества и суть которой сводится к транслированию последу­ющим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но и нравственных императивов; 2) экологическая функция, на­правленная на сохранение природы (ресурсов, Земли, биосфе­ры) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедря­ется и в базисные основания отношений самих людей. В основании совре­менного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты об­разовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной тер­ритории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирова­ние зрелой личности.

Процесс формирования личности предусматривает использо­вание принципов экстериоризации, т.е. направленности на внеш­ние обстоятельства, и принципов интериоризации, т.е. форми­рование внутренних, глубинных установок. Кроме того, важна ценностная составляющая, предполагающая обращение к выс­шим ценностям - истине, добру, красоте, справедливости. Для личности очень важны ощущения собственного достоинства, прав, свобод, соответствующих гарантий, возможность отстаивать соб­ственную позицию, стремление к взаимопониманию.

В настоящий период весьма значима идея целостного обра­зования личности, т.е. гармоничного развития разума, чувств и воли. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее « пайдейя»,обозначающей процесс формирования индивида, вклю­чающий в себя три составляющие: воспитанность, образованность и культура. «Пайдейя» как определенная модель воспитания, способствующая формированию набора наиболее важных качеств человека-гражданина, не сводится только к интеллектуальным упражнениям и накоплению знаний. Развитие способности суж­дения, эстетическое чувство и этические добродетели взаимосвя­заны, не отрываются друг от друга, изучение грамматики допол­няется изучением музыки, занятиями гимнастикой.

Современная образовательная система учитывает нейрофизио­логические, умственные и эмоционально-волевые характеристики индивидов. Образовательные модели основаны на научных обо­снованиях и достижениях многообразных наук о человеке, ант­ропологии, педагогике, психологии, физиологии, дидактике и пр. Основой современного образовательного процесса является научная картина мира.

Образование понимается как процесс взаимодействия, пред­полагающий наличие двух полюсов - полюса, на котором сосре­доточена важная информация (учитель, педагог, преподаватель), и полюса, к которому информация обращена и на который она транслируется (учащиеся, студенты, аудитория). Образование - это необходимая ступень специализации личности. Это процесс вхождения индивида в образ «я - личности», т.е. универсального субъекта, наследующего переданный ему потенциал предшествующего раз­вития поколений. Процесс образования готовит тот человеческий материал, которому будет передана эстафета развития человеческой цивилизации.

Процесс образования предполагает приобщение к базовым цен­ностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание. Результатом должно быть формирование смысловой сферы, обра­щенной внутрь субъекта познания и влияющей на его жизнен­ную позицию, мировоззрение, убеждения, поведенческий и со­циальный выбор. Этот непрерывный процесс проходит через свои институциональные и внеинституциональные формы, т.е. совер­шается как в рамках официальных учебных заведений, так и вне их, в процессе жизнедеятельности людей. Формирование совре­менного типа личности предстает не только в знаниевой форме - как передача тех или иных знаний, но и как интегративный процессобработки, «возделывания», «окультуривания» личности учащегося. В нем присутствуют компоненты обучения, трансля­ции традиций, компонента, предполагающая развитие творчес­кой и поисковой деятельности. Имея логику, установки, прин­ципы и стандарты, этот процесс в отличие от спонтанного обучения носит целенаправленный характер.

Образование подготавливает личность к выполнению соци­альных и профессиональных ролей. Изменения в науке и тех­нике диктуют необходимость изменений и в образовательной системе, опирающейся на достижения НТП. Без повышения ка­чества и уровня образования невозможны эффективное приме­нение современной техники, непрерывное ее развитие и внедрение новых достижений.

Выделяют этапы начального, среднего, специального и выс­шего образования. Актуально и выделение зоны самообразова­ния, которая в силу своей разнонаправленности может значитель­но отдаляться от стандартов, рекомендованных наукой. В связи с этим исследователи отмечают наличие актуальных и потенци­альных зон образования. С учетом развиваемых способностей образование делится на специальное и общее: специальное об­разование готовит узких специалистов; общее образование обес­печивает широкий кругозор, багаж универсальных знаний и выход за границы узкой специализации.

Наука предполагает направленное воздействиена образователь­ный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научные подходы прони­зывают все содержание учебно-образовательного процесса. Об­разовательный процесс имеет собственные технологии, среди которых информационные занимают приоритетное положение. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению сле­дующих уровней: операциональный, межоперациональный, так­тический, стратегический, глобальный. Операциональный уровень предполагает освоение логики учебного предмета, межоперациональный - освоение совокупности дисциплин данного учебно­го курса, тактический отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин, стратегический ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутрен­нюю смысловую структуру личности, глобальный уровень сви­детельствует о сущности личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса. Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, анализ ситуацион­ного контекста, изучение типичных и нетипичных ситуаций, компьютерные технологии и пр.

В настоящее время на фоне мощных тенденций глобализации утверждаются личностно-ориентированная модель научного об­разования, возвращение к национальным и мировым культур­но-историческим традициям в рамках поликультурного образо­вательного пространства.

Современная наука обеспокоена созданием моделей образо­вательного процесса, в которых были бы значимы его гумани­тарная составляющая, ориентация на толерантность и сбаланси­рование сциентистского и гуманистического содержания. Пере­мены в обществе ведут за собой изменения в системе образования, направленные на формирование личности. В развитых странах в процесс образования вкладывается 5—8% валового националь­ного продукта. Степень развитости страны определяется также уровнем грамотности населения и средним количеством лет обу­чения граждан в учебных заведениях. Острой проблемой обра­зования становится не только его «догоняющий» характер, так как быстрое развитие наук значительно опережает содержание учебно-образовательной матрицы, но и невысокое качество и слабая устойчивость образовательных знаний. Для современно­го образовательного процесса характерны: демократизация, фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация. Образование может стать силой, приводящей людей к взаимопониманию и сближающей различные культуры.

Демократический характер образования означает, что прин­ципиальных ограничений на пути его прохождения нет. Одна­ко можно фиксировать многочисленные негативные явления в современном образовательном процессе, в частности коммерци­ализацию и бюрократизм.

Система образования должна являться тем «социальным лифтом», ко­торый обеспечивает пополнение социальной прослойки интеллигенции, подъем всего общества на новый интеллектуальный уровень на основе луч­ших достижений наиболее одаренных, талантливых, трудолюбивых и неор­динарных личностей из совокупной массы обучающихся. Современный про­цесс образования не предполагает механический перенос достоинств семьи и отцов на детей. Вступающему в жизнь индивиду предстоит самостоятельно пройти путь личностного становления, фильтры социальной селекции (отбор лучших).

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным ее признаком счита­ется совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональ­ную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука со­ставляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизо­ванного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: