Формы и содержание финансовой отчетности

2.1. Формы и принципы построения финансовой отчетности

Основное предназначение отчетности – отражение результатов инвестиционных, операционных и финансовых решений менеджмента. Существуют различные стандарты бухгалтерской отчетности – обязательные и рекомендательные: национальные, международные. В соответствии с российским законодательством к обязательной отчетности относят (ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации):

· бухгалтерский баланс (форма №1);

· отчет о прибылях и убытках (форма №2);

· отчет об изменении капитала (форма №3);

· отчет о движении денежных средств (форма №4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).

В России бухгалтерская отчетность ориентирована на налогообложение и затрудняет использование её для управления бизнесом. Поэтому применяют аналитические формы отчетности основанные бухгалтерской. При составлении аналитических форм применяют стандарты МСФО или GAAP. К требования, которые предъявляются к отчетности, относят значимость, полнота, своевременность, надежность, сопоставимость. К обязательным реквизитам документов относят:

· наименование и правовую форму предприятия;

· страна регистрации;

· дата составления и отчетный период;

· валюта.

К принципам, используемым при формировании отчетности относят:

Принцип Пояснения
Непрерывность деятельности Предполагается, что предприятие в обозримом будущем не будет прекращать или существенно сокращать свою деятельность
Постоянство учетной политики Сохраняется преемственность приемов учета
Начисление Доходы (расходы) предприятия признаются и отражаются в момент их осуществления, а не по мере получения или выплаты денежных средств
Соответствие В отчетном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов в этом же периоде
Себестоимость (историческая стоимость) Ресурсы и источники их формирования в отчетности показываются по себестоимости (т. е. стоимости приобретения или получения), а не текущей рыночной стоимости
Существенность Информация в отчетности должна быть полезной и значимой
Преобладание содержания над формой Результаты операций и сделок отражаются в соответствии с их экономическим содержанием и реальными условиями проведения, а не формальной стороной
Денежное измерение Все данные в отчетности должны быть представлены в денежном измерении
Осмотрительность (консерватизм) Предполагается соблюдение осторожности при отражении операций во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов

2.2 Бухгалтерский баланс

Баланс – детализированное отображение активов, обязательств и капитала, выраженных в валюте на конкретный момент времени. Образно баланс представляет собой фотографию имущества и источников его формирования. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива.

В активе (assetsA (рус. – А)) указаны средства, принадлежащие организации. Другая часть баланса – пассив (liabilities – L (рус.П)), который состоит из обязательств (debtsD (рус. - О)) и капитала (net worth, equitiesE(рус. - СК)) и показывает из каких источников получены денежные средства для ведения бизнеса. Для баланса справедливо равенство:

(1)

А= О + К (1)

Если равенство представить в другом виде, то оно покажет сколько средств вложено самими собственниками предприятия:

2.2.1 Структура актива бухгалтерского баланса

Согласно МСФО, объект называется активом, если является:

ü результатом прошлых сделок;

ü находиться в собственности или под контролем предприятия;

ü обладает способностью приносить пользу;

ü имеет денежную оценку.

В зависимости от длительности участи активов в деятельности предприятия, их делят на текущие (curret assetsCA (рус. ОА)) (или краткосрочные, или оборотные) и постоянные (fixed assetsFA(рус. ВА) (или долгосрочные, или внеобороные):

(2)

рус. А = ВА + ОА (2)

Краткосрочные (оборотные) активы. Стандарты МСФО определяют актив как краткосрочный, если его реализуют или используют в течение одного операционного цикла или короткого срока (до 12 месяцев, например дебиторская задолженность), а также, если это денежные средства или их эквивалент, т.е. это средства обслуживающие текущую деятельность предприятия или потребляемые в течение одного производственного цикла.

Оборотные активы состоят из следующий статей:

Товарно-материальные запасы (inventories – INV (рус. З))составляют значительную долю текущих активов предприятий реального сектора. Согласно МСФО к запасам относятся активы, которые:

♦ предназначены для продажи;

♦ находятся в процессе производства с этой же целью;

♦ должны быть потреблены в ходе производства товаров и услуг, предназначенных для продажи.

В эту группу обычно включают следующие статьи:

♦ готовая продукция (finished products, goods);

♦ незавершенное производство (work in progress);

♦ сырье и основные материалы (raw materials);

♦ прочие и вспомогательные материалы (other supplies) и т. д.

В зависимости от законодательной базы при­меняться различные методы оценки товарных запасов. В Российской Федерации учет и отражение запасов регулируется ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», применяются следующие:

метод FIFO (first in, first out — «первый пришел, первый ушел») — запасы учитываются по стоимости пер­вой партии;

метод LIFO (last in, first out — «последний пришел, первый ушел») — запасы учитываются по стоимости по­следней партии;

метод средней взвешенной цены (weighted average).

Выбор метода оценки может оказывать влияние на стоимость запасов, а следовательно, на ве­личину активов в балансе и сумму прибыли предприятия, приве­денную в отчетности. Метод LIFO часто применяется для получения налоговых вы­год, а метод FIFO — для отражения высоких результатов. Применение этих методов ведет к искажениям имущественного положения, и фирмы, применяющие LIFO, для сопоставления должны указывать в пояснениях к отчетности разницу в оценке запасов между FIFO и LIFO. Эта разница называется «резерв LIFO».

2) Дебиторская задолженность (accounts receivable – AR (рус. ДЗ))– денежная сумма, которую должна получить организация от своих покупателей и контрагентов, предоставляя им товар с отсрочкой оплаты. Отсрочка оплаты может предоставляться без специального соглашения или с оформление товарного кредита (с оформлением векселя).

3) Расходы будущих периодов (prepaid expenses – PE (рус. РБП)) - суммы, уплаченные за услугу, или выгоды, полу­чение которых ожидается в будущем (т. е. за пределами текущего отчетного периода), например, расходы по страхованию либо арендные платежи, выходящие за пределы теку­щего периода;

4) Краткосрочные финансовые вложения (marketable securities – MS (рус. КФВ)) – высоколиквидные ценные бумаги и краткосрочные депозиты. Ценные бумаги позволяют получать доход от временно свободных денежных средств и сохранить их от инфляции. Учет краткосрочных вложений, как и долгосрочных регулирует ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

5) Денежные средства (Cash (рус. ДС)). Это свободные денежные средства в кассе и на расчетном счете организации. Нехватка денежных средств ведет к потере ликвидности, излишки к альтернативным издержкам. Денежные средства отражаются на балансе по номинальной стоимости, но она может изменяться:

в случае хранения денежных средств в иностранной валюте;

в условиях сильной инфляции номинальная стоимость значительно ниже реальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: