2.1. Формы и принципы построения финансовой отчетности
Основное предназначение отчетности – отражение результатов инвестиционных, операционных и финансовых решений менеджмента. Существуют различные стандарты бухгалтерской отчетности – обязательные и рекомендательные: национальные, международные. В соответствии с российским законодательством к обязательной отчетности относят (ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации):
· бухгалтерский баланс (форма №1);
· отчет о прибылях и убытках (форма №2);
· отчет об изменении капитала (форма №3);
· отчет о движении денежных средств (форма №4);
· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
В России бухгалтерская отчетность ориентирована на налогообложение и затрудняет использование её для управления бизнесом. Поэтому применяют аналитические формы отчетности основанные бухгалтерской. При составлении аналитических форм применяют стандарты МСФО или GAAP. К требования, которые предъявляются к отчетности, относят значимость, полнота, своевременность, надежность, сопоставимость. К обязательным реквизитам документов относят:
|
|
· наименование и правовую форму предприятия;
· страна регистрации;
· дата составления и отчетный период;
· валюта.
К принципам, используемым при формировании отчетности относят:
Принцип | Пояснения |
Непрерывность деятельности | Предполагается, что предприятие в обозримом будущем не будет прекращать или существенно сокращать свою деятельность |
Постоянство учетной политики | Сохраняется преемственность приемов учета |
Начисление | Доходы (расходы) предприятия признаются и отражаются в момент их осуществления, а не по мере получения или выплаты денежных средств |
Соответствие | В отчетном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов в этом же периоде |
Себестоимость (историческая стоимость) | Ресурсы и источники их формирования в отчетности показываются по себестоимости (т. е. стоимости приобретения или получения), а не текущей рыночной стоимости |
Существенность | Информация в отчетности должна быть полезной и значимой |
Преобладание содержания над формой | Результаты операций и сделок отражаются в соответствии с их экономическим содержанием и реальными условиями проведения, а не формальной стороной |
Денежное измерение | Все данные в отчетности должны быть представлены в денежном измерении |
Осмотрительность (консерватизм) | Предполагается соблюдение осторожности при отражении операций во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов |
2.2 Бухгалтерский баланс
|
|
Баланс – детализированное отображение активов, обязательств и капитала, выраженных в валюте на конкретный момент времени. Образно баланс представляет собой фотографию имущества и источников его формирования. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива.
В активе (assets – A (рус. – А)) указаны средства, принадлежащие организации. Другая часть баланса – пассив (liabilities – L (рус.П)), который состоит из обязательств (debts – D (рус. - О)) и капитала (net worth, equities – E(рус. - СК)) и показывает из каких источников получены денежные средства для ведения бизнеса. Для баланса справедливо равенство:
(1)
А= О + К (1)
Если равенство представить в другом виде, то оно покажет сколько средств вложено самими собственниками предприятия:
2.2.1 Структура актива бухгалтерского баланса
Согласно МСФО, объект называется активом, если является:
ü результатом прошлых сделок;
ü находиться в собственности или под контролем предприятия;
ü обладает способностью приносить пользу;
ü имеет денежную оценку.
В зависимости от длительности участи активов в деятельности предприятия, их делят на текущие (curret assets – CA (рус. ОА)) (или краткосрочные, или оборотные) и постоянные (fixed assets – FA(рус. ВА) (или долгосрочные, или внеобороные):
(2)
рус. А = ВА + ОА (2)
Краткосрочные (оборотные) активы. Стандарты МСФО определяют актив как краткосрочный, если его реализуют или используют в течение одного операционного цикла или короткого срока (до 12 месяцев, например дебиторская задолженность), а также, если это денежные средства или их эквивалент, т.е. это средства обслуживающие текущую деятельность предприятия или потребляемые в течение одного производственного цикла.
Оборотные активы состоят из следующий статей:
Товарно-материальные запасы (inventories – INV (рус. З))составляют значительную долю текущих активов предприятий реального сектора. Согласно МСФО к запасам относятся активы, которые:
♦ предназначены для продажи;
♦ находятся в процессе производства с этой же целью;
♦ должны быть потреблены в ходе производства товаров и услуг, предназначенных для продажи.
В эту группу обычно включают следующие статьи:
♦ готовая продукция (finished products, goods);
♦ незавершенное производство (work in progress);
♦ сырье и основные материалы (raw materials);
♦ прочие и вспомогательные материалы (other supplies) и т. д.
В зависимости от законодательной базы применяться различные методы оценки товарных запасов. В Российской Федерации учет и отражение запасов регулируется ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», применяются следующие:
метод FIFO (first in, first out — «первый пришел, первый ушел») — запасы учитываются по стоимости первой партии;
метод LIFO (last in, first out — «последний пришел, первый ушел») — запасы учитываются по стоимости последней партии;
метод средней взвешенной цены (weighted average).
Выбор метода оценки может оказывать влияние на стоимость запасов, а следовательно, на величину активов в балансе и сумму прибыли предприятия, приведенную в отчетности. Метод LIFO часто применяется для получения налоговых выгод, а метод FIFO — для отражения высоких результатов. Применение этих методов ведет к искажениям имущественного положения, и фирмы, применяющие LIFO, для сопоставления должны указывать в пояснениях к отчетности разницу в оценке запасов между FIFO и LIFO. Эта разница называется «резерв LIFO».
2) Дебиторская задолженность (accounts receivable – AR (рус. ДЗ))– денежная сумма, которую должна получить организация от своих покупателей и контрагентов, предоставляя им товар с отсрочкой оплаты. Отсрочка оплаты может предоставляться без специального соглашения или с оформление товарного кредита (с оформлением векселя).
3) Расходы будущих периодов (prepaid expenses – PE (рус. РБП)) - суммы, уплаченные за услугу, или выгоды, получение которых ожидается в будущем (т. е. за пределами текущего отчетного периода), например, расходы по страхованию либо арендные платежи, выходящие за пределы текущего периода;
|
|
4) Краткосрочные финансовые вложения (marketable securities – MS (рус. КФВ)) – высоколиквидные ценные бумаги и краткосрочные депозиты. Ценные бумаги позволяют получать доход от временно свободных денежных средств и сохранить их от инфляции. Учет краткосрочных вложений, как и долгосрочных регулирует ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».
5) Денежные средства (Cash (рус. ДС)). Это свободные денежные средства в кассе и на расчетном счете организации. Нехватка денежных средств ведет к потере ликвидности, излишки к альтернативным издержкам. Денежные средства отражаются на балансе по номинальной стоимости, но она может изменяться:
в случае хранения денежных средств в иностранной валюте;
в условиях сильной инфляции номинальная стоимость значительно ниже реальной.