Отношение революционера к самому себе.
§ 1. Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглосчено1 единственным исключительным интересом, единой мыслью, единою страстью - революцией.
§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненявидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю обсчественую нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.
§ 5. Революционер - человек обреченный... Он каждый день должен быть
готов к смерти....
Отношение революционера к товарисчам по революции.
§ 8. Другом и милым человеком для революционера может быть только
человек, заявивший себя на деле таким же революционным делом, как и он сам... Мера дружбы в отношении к такому товарисчу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.
§ 11. Когда товарисч попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет,
революционер должен соображать... только с пользой революционного дела. Отношение революционера к обсчеству.
|
|
§ 13. Он не революционер, если ему чего нибудь жаль в этом мире..., в
котором - всё и все должны быт ему ровно ненавистны.
§ 14. С целью беспосчаднаго разрушения революционер может и даже часто
должен, жить в обсчестве, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть... в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец.
Родина. - 1990. №2.с.82-83
Вопросы:
1. Ваша нравственная оценка нечаевщины.
2. Какие черты большевистской организации предвосхитил С. Нечаев в «Катехизисе революционера»?
_______________________
1 Орфография автора
Документ 3.