Специальная оценка условий труда

Предметом регулирования Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [176] являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Он устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и примене-

ния средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ [176] и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечётным, и утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ [176].Комис-сию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подаётся в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответ-ствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Этот срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов проводят испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);

2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма;

2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

3. Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) скорость движения воздуха;

4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;

5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);

6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);

7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных

излучений радиочастотного диапазона;

9) напряжённость электростатического поля и постоянного магнитного поля;

10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диа-

пазоне длин волн 200 - 400 нанометров;

11) освещенность в диапазонах длин волн УФ-A (400 - 315 нанометров), УФ-B (315 - 280 нанометров), УФ-C (280 - 200 нанометров);

12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;

13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;

14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;

15) уровень звука;

16) общий уровень звукового давления инфразвука;

17) ультразвук воздушный;

18) вибрация общая и локальная;

19) освещенность рабочей поверхности;

20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра);

21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;

22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);

23) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:

а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);

б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (длительность выполнения единичной операции, число элементов (приёмов), нужных для реализации единичной операции);

в) связана с длительной работой с оптическими приборами;

г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;

24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчёт о её проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда с приложением копий документов, подтверждающих её соответствие требованиям, установленным статьёй 19 Федерального закона;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на этих рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ [176](при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.

2.20. Общие требования безопасности труда
и производственной санитарии
при технологическом обучении учащихся

Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе в соответствии с «Положением об учебных мастерских общеобразовательной школы», утверждённым приказом Министерства просвещения СССР от 28.06.1986 г. № 169 [186]. Они предназначены для осуществления с учётом требований [33-35, 96, 140, 159, 169, 175, 185-187, 200, 207-209, 216]:

– трудового обучения учащихся I–VII классов в соответствии с утверждёнными программами;

– выполнения слесарных работ учащимися VIII–IX классов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основы агротехники и механизации растениеводства»;

– организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

– проведения факультативных занятий по трудовому обучению;

– работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII–IХ классов по профилям «Деревообработка», «Металлообработка» и «Швейное производство».

В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I–IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплётные и т. п.). При организации технологического обучения учащихся необходимо обеспечивать выполнение норм и правил охраны жизни и здоровья обучающихся, строго соблюдать требования техники безопасности, производственной и бытовой санитарии и гигиены.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учётом номенклатуры типов зданий, состава и площади помещений общеобразовательных школ, утверждённой Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 года (НШ-85-90), указанной в [190]. При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские.

Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I–VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответст-

вии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90) [186].

Помещения учебных мастерских следует располагать изолировано от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Они должны быть светлыми, тёплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть тёплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки. Двери, лестницы и коридор должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окна запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте. Учебные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой медицинской помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечкой) с учётом требований [157].

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII–IX классах по профилям.

Все эксплуатируемое оборудование в учебной мастерской должно находиться в полной исправности и надёжно закреплено. Оборудование и механизмы должны иметь необходимые надёжно закреплённые ограничители, исключающие возможность захвата одежды и пальцев работающего. Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверяться до начала работы учителем технологии, лаборантом или мастером, работа на неисправном оборудовании запрещается. Пуск и остановка оборудования и механизмов должны быть безопасны, а пусковые устройства удобны в обращении. Пусковые приспособления должны обеспечивать быстроту и плавность включения с рабочего места и быть лишены возможности самопроизвольного включения. Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник отключения всего оборудования учебной мастерской. Учитель технологии (мастер) должен руководствоваться и строго соблюдать в практической работе инструкцию по технике безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В в школах и других образовательных учреждениях. Оборудование должно эксплуатироваться с соблюдением требований безопасности [33-35, 96, 216].

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося. Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая. Запрещено загромождать рабочие места и проходы материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не нужных для выполнения работы, запрещается.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учётом деления V–IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом для размещения ТСО, классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щётками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами). В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, комплектуемая с учётом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. № 169н «Об ут­верждении требований к комплектации изделиями медицинского назна­чения аптечек для оказания первой помощи работникам» [157]. Около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе – по безопасности труда и
производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и др. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ «Цвета сигнальные, знаки безопасно­сти и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» [101].

Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утверждёнными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом.

Все учителя технологии и мастера должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и производственной и личной санитарии. Всю ответственность за своевременный и полный инструктаж учащихся на рабочих местах несёт администрация образовательного учреждения. Учитель технологии (мастер) должен ознакомить учащихся не только с технологией процесса, устройством оборудования и другими условиями работы, но и обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовке и уборке рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются и закрепляются. Проведение инструктажа по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инструктажа по технике безопасности. Учителя технологии обязаны обучать учащихся правильному и безопасному обращению с находящимся в учебной мастерской оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением ими мер безопасности. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в учебных мастерских несут директор образовательного учреждения и учителя, которые руководят этой работой. Каждый несчастный случай, происшедший с учащимся в учебной мастерской в процессе технологического обучения, должен быть расследован и зарегистрирован согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися (воспитанниками). Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предупреждению таких случаев в будущем.

Учащиеся и учителя, мастера технологического обучения должны быть обеспечены спецодеждой: хлопчатобумажными халатом, фартуком, рукавицами, защитными очками и другими индивидуальными средствами и защитными приспособлениями. Допуск учащихся к работе без спецодежды запрещается.

Работа по пожарной безопасности в учебных мастерских организу-

ется в соответствии с правилами пожарной безопасности. Мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием. Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать его не по назначению. Обтирочный материал (как использованный, так и не использованный) должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками. Использованный материал и мусор должны убираться после каждого занятия. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приёму школы к учебному году и оформляется актом.

Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских). Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

– совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

– планирует работу мастерских совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

– организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

– следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

– отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

– принимает на ответственное хранение имущественно материальные ценности мастерских, ведёт в установленном порядке учёт.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских:

– осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

– обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

– проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТ 12.0.004-90 [51];

– несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже третьей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: