Теннисон А. (1809–1892) 12 страница

ДАО – основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.

ДЕДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

ДЕИЗМ – распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой ра­зум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.

ДЕМОКРИТ из Абдер (ок. 460–ок. 371 гг. до н. э.) древнегреческий философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые ­различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и при­ходят к гибели.

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ» – резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Ла­тинской Америки в 50–60-х гг. ХХ в. был обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рож­даемости.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДИАЛЕКТИКА (букв. с греч. «искусство вести беседу, спор») – философское учение о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления.

ДХАРМА – важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индиузма. В буддизме – 1) синоним буддийского вероучения и 2) первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.

ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи. Противостоит мо­низму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.

ЗАКОН – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу ­науки.

ЗНАНИЕ – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.

ИДЕАЛИЗМ – самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.

ИДЕАЛЬНОЕ – способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

ИМПЕРАТИВ – общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.

ИНДИВИДУУМ (индивид) – отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.

ИНДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

ИНТУИЦИЯ – способность постижения истины путем непо­средственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.

ИНЬ–ЯН – основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Инь–ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь).

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и тео­ретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

ИСТОРИЯ – 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии, исследующих факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

КАРМА – одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТЕГОРИИ – наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

КОРДОЦЕНТРИЗМ – наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в освещении человеком окружаю­щего мира не столько мышлением («головой»), сколько «сердцем» – эмоциями, чувствами, здравым смыслом.

КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ЛАО-ЦЗЫ – (II пол. VI–I пол. V вв. до н. э.) – основатель философской школы даосизма, чьи философские взгляды изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV–III вв. до н. э.), или «Книга о дао и дэ» («Книга о Пути и потенции»), написанном последователями философа;

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий фи­лософ, математик, физик, языковед. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704).

ЛИ – одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.

ЛИБИДО – одно из основных понятий психоанализа З. Фрей­да, означающее преимущественно бессознательные сек­суальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. п.).

ЛИЧНОСТЬ – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного инди­вида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

ЛОКК Джон (1632–1704) – английский философ, общественно-политический деятель, основоположник либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.

МАКИАВЕЛЛИ Николо (1469–1527) – итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе «цель оправдывает средства».

МАТЕРИАЛИЗМ – влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

МЕТАФИЗИКА – 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

МЕТОД – способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ – обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос – человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (маркосма, большого космоса).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИФОЛОГИЯ – древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

НЕОБХОДИМОСТЬ – философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Николай Кребс) (1401–1464) – фи­лософ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.

НИРВАНА – центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего ми­ра; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

НООСФЕРА – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового вре­мени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

ОБЪЕКТ – философская категория, выражающая то, что про­тивостоит субъекту в его предметно-практической и позна­вательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, учение о бытии.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883–1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и философской антропологии.

ОТЧУЖДЕНИЕ – обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.

ПАНТЕИЗМ – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».

ПАРМЕНИД из Элеи (период расцвета 504–501 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма.

ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии и науке (со вре­мен Канта), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине ХІХ в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

ПОСТМОДЕРН – идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины ХХ ст.

ПРАКТИКА – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).

ПРОГРЕСС – развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – в узком смысле течение в культурной и общественно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигавшее требование замены мировоззрения, основывающегося на религиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распространения знания и развития наук.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – взаимодействие противоположных, ­взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480–ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.

ПСИХОАНАЛИЗ – медицинский метод, психологическая тео­рия и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объ­ективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕЛИГИЯ – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

РЕФЛЕКСИЯ – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

РУССО Жан Жак(1712–1778) – французский писатель, фи­лософ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине неравенства»).

САНСАРА – один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

САРТР Жан Поль (1905–1980) французский философ, вли­ятельнейший представитель экзистенциализма.

СВЕРХЧЕЛОВЕК – представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

СВЕРХ-Я (супер-Эго) – у З. Фрейда понятие, охватывающее один из компонентов организации человеческой психики, ее высшая инстанция, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т. д.

СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма до­стоверного познания. Получило распространение в механистическом материализме французского Просвещения.

СИНЕРГЕТИКА – созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, теория самоорганизации сложных систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, мо­лекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов ­животных, людей, транспортных средств и т. д.). С. объясняет, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. Сегодня на основе теории С. создается новая научная картина мира.

СИСТЕМА – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целост­ность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (пример – позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.

СОЗНАНИЕ – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов.

СОФИСТЫ – в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия II половины V–I половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софистов выступили Сократ и Платон.

СОФИСТИКА – способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемых не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.

СОЦИОАНТРОПОЦЕНТРИЗМ одна из характернейших черт мифологического сознания, заключавшаяся в переносе на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт общества или самого человека.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ, пантеист. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

«СРОДНЫЙ ТРУД» – в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральное удовлетворение. «Сродность» устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого человека есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятие «сродным трудом» по Сковороде – единственный способ достижения счастья в жизни.

СТАНОВЛЕНИЕ – процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле – процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.

СУБЛИМАЦИЯ – веденное З. Фрейдом психоаналитическое понятие, означающеепсихический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вы­теснению.

СУБСТАНЦИЯ – нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.

СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.

СХОЛАСТИКА – последний и высший этап развития ре­лигиозной философии западноевропейского Средневековья, ­характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

ТЕОГОНИЯ – разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теогония» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.

ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».

ТЕОЦЕНТРИЗМ – основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889–1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ – в синергетике переломный момент в развитии системы, когда принципиально невозможно определить дальнейшее направление ее функционирования.

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия. Онтологический статус универсалий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях Х–XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

УТОПИЯ – течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизация инков).

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875–1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.

ФАЛЕС (ок. 640–ок. 546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки.

ФАТАЛИЗМ – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.

ФЕНОМЕН – материальная вещь или духовное образование, данное нам в опыте чувственного познания, шире – уникальное явление или событие.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. philos – любовь и sophia – мудрость) – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, поиском методов, средств и условий возможности его познания, выявлением роли и места человека в истории.

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» – распространенное во II половине ХІХ–начале ХХ ст. философское направление (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком – идеалистическое течение в западноевропейской философии ХХ в., преиму­щественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером.

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ – форма философии, глубоко личностные размышления каждого человека о неповторимости его присутствия в окружающем мире.

ФРОММ Эрих (1900–1980) – американский психолог и социолог, один из самых известных представителей неофрей­дизма.­

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от латин. ego – я и центр) – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я»; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мирка каждого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: