Цивилизационная катастрофа и уничтожение турками-османами Византийской империи

7. На Руси – шок, страх, одиночество; в конце 15 века монах Филофей сформулировал государственную идею Московской Руси «Два Рима падоша, 3 –й Рим – Москва – стоит, 4-му Риму не быть!».

8. Правление Ивана 3 Васильевича (1462-1505). Власть монарха приобретает особые качества:

· Принял титул «государь».

· 1488 – утверждена Белозерская грамота, закрепившая отношение подданства (в ней закреплена особая формула обращения к государю независимо от сословной принадлежности: «Я, имярек, холоп твой, челом тебе бью».

· Завершил собирание земель Северо-Восточной и Новгородской Руси (поход на Новгород).

· Уничтожил уделы (земельные владения княжат – родственников великого князя).

· 1497 –Судебник Ивана 3 (новый свод государственных законов), началось постепенное закрепощение крестьян.

· Для решения военно-оборонительных задач государство нуждалось в новых землях для испомещения служилых людей – дворян. Иван 3 готов был провести секуляризацию церковных земель.

Борьба иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого) и нестяжателей (последователи Нила Сорского) явилось главным идеологическим противостоянием к.15 – н.16вв. Речь шла об отношениях церкви и государства и цели монашеской жизни.

Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамского монастыря, выступал за строгую дисциплину внутри монастырей, личное нестяжание монахов, но за сохранение монастырских и церковных владений как материальной основы для благотворительности и симфонии властей (в Новгороде и Пскове – ересь «жидовствующих») и активное вмешательство церкви в политическую жизнь страны.

Нил Сорский – отшельник, исихаст, аскет, лидер заволжских старцев, говорил, что монах должен своим трудом обеспечивать свои материальные потребности, проповедовал бедность и нестяжание как монахов, так и Церкви в целом, выступал за отделение церкви от государства (главное дело – молитва, «умное делание»), и прощение еретиков («не судите, да не судимы будете», «Мне отмщение – и Аз воздам», «Бог сам накажет»).

На церковном соборе 1503-1505гг. победила позиция иосифлян; скиты заволжских старцев были разгромлены, независимость церкви сохранена; вопрос испомещения новых служилых людей решался за счет расширения территории государства (в европейской его части). Однако лидеры обоих направлений и Иосиф Волоцкий и Нил Сорский впоследствии были причислены к лику святых, т.к. каждый из них был по-своему прав: Иосиф Волоцкий обосновал и развил идею социального служения церкви, а Нил Сорский был великим подвижником «умного делания» (молитвенного подвига и аскезы), продолжателем традиции исихазма на Руси.

9. Василий 3 Иванович (1505-1533) – продолжал политику своего отца.

10. Иван 4 Васильевич 1533-1584 (родился в 1530г.), реально правил с 1547-1584гг. 1533-1538 – регентство Елены Глинской (матери), 1538-1547 – боярское правление (Шуйские, Бельские, Глинские). 1547г. – венчание на царство, с 1547г. Московское государство стало Царством, а великий князь – царем, Помазанником Божьим (власть приобрела подлинно мистический характер). Титул московского правителя середины 16 века – великий князь, государь, царь всея Руси.

Первый период правления Ивана Грозного с к. 40-х до к. 50-х. 16в.– реформы с опорой на Избранную раду (А.Адашев, А.Курбский, Сильвестр, митрополит Макарий):

· Созыв 1-го Земского собора 1549-50-г. для принятия нового свода законов. 1550 – царский Судебник.

· 1550 – отмена местничества при прохождении военной службы.

· Созданы Приказы (Посольский, Поместный, разрядный, Разбойный, Стрелецкий, Земельный, Челобитная изба).

· 1551-Стоглавый собор – регламентация церковного обряда (двоеперстие!), канонизация русских святых.

· Реформа местного управления. Главные принципы: 1. управление, как охрана общественного блага, не может быть оружием частного интереса; 2.дела местного управления должны вести правительственные органы из сферы местных обществ («мирские органы правительства»); 3. ответственность за управление лежит на органах управления на управляемых обществах.

· Отмена кормлений.

· 1556 – Уложение о службе (150дес. -1 воин «конно и оружно»). Дворянская конница – 100 тыс. человек (служилые люди «по отечеству»).

· Стрелецкая реформа – появление пехоты и государственного бюджета на ее содержание. Стрельцы – 25 тыс. (служилые люди «по прибору»).

· 1552 – завоевание Казанского ханства.

· 1556 – завоевание Астраханского ханства.

· 1558-1583-Ливонская война за выход к Балтийскому морю (проиграна).

Т.о. с середины 16 века сформировалась русская православная цивилизация, осознававшая себя как Святая Русь (по конечной цели государственного бытия). Шел процесс формирования постоянной армии и системы государственного управления, охраны границ и расширения территории (в середине 16 века началось освоение Сибири, поход Ермака Тимофеевича и др.). Московское царство постепенно вырастало в могучую российскую православную империю – преемницу Византийской империи.

Однако, не все было гладко на этом пути, ибо чем выше притязания, тем тяжелее искушения.

Второй период правления Ивана Грозного известен как период Опричнины («опричь» - «кроме», опричники - «кромешники») 1564-1572 (1584). Объективно политика опричного террора форсировала процесс централизации власти, уничтожая уделы и своевольных бояр-княжат. Субъективно – опричнина была направлена не столько против принципа аристократического управления при самодержавном царе, сколько против конкретных лиц (поэтому, по мнению В.О.Ключевского, она была «политически бесцельна). Официально целью опричнины была провозглашена борьба с крамолой. Из 282 княжеских родов 100 были отправлены в казанскую ссылку. Многие были уничтожены «до 7 колена».

Главным средством борьбы с потенциальными врагами Иван Грозный избрал жестокий террор, уничтоживший (физически или экономически) объективно тяготевшие к самостоятельности социальные слои (бояре-княжата, бояре-вотчинники, купечество Новгорода и Пскова) и территории (Новгород и Псков).

Результаты Опричнины:

· Огосударствление общества и земельной собственности (все – арендаторы земли у государства, следовательно, обязаны служить).

· Нарушение симфонии властей (убийство митрополита Филиппа).

· Изменение состава высшего слоя служилых людей (Боярской Думы). Взаимное недоверие бояр и дворян, которые проявили себя в опричнину.

· Прерывание династии.

· Оскудение земель людьми (на опричных землях население уменьшилось в 10-20 раз).

· Духовный надлом общества.

· Усиление закрепощения крестьян.

· Утверждение четкой социальной структуры общества: бояре –вотчинники и дворяне-помещики (служилые сословия, тенденция к слиянию); духовенство (белое, черное); крестьяне черносошные (общинный уклад); крестьяне крепостные; посадские общины; три купеческие сотни: ……

· Уничтожение экономической независимых собственников (основы для формирования гражданского общества).

· Смута 1598-1613гг.

Основные черты Московского царства.

Московская Русь окончательно оформилась в Московское царство в связи с венчанием на царство Иоанна Васильевича (Ивана Грозного), однако характерные для Московского царства черты складывались постепенно, в процессе усиления и становления Московской Руси.

Какие же это черты?

1. Московское царство сложилось как христианское общество, опиравшееся на традиции византизма, с конца 10 века оказывавшего определяющее влияние на всю духовную сферу русского общества;

2. Основополагающим принципом Московского царства было самодержавие царя – помазанника Божьего. «…при самодержавии государство процветает. – писал Иоанн 4 в 1570г. английской королеве Елизавете,- при самоуправлении граждан падает, ибо там особь каждо о своем печется». Однако власть русского самодержца не была вариантом восточных деспотий, т.к. царь наш нес высочайшую моральную ответственность за Россию, народ и веру перед Богом. Для средневековья это не пустая словесная формула, а глубокое осмысление царской власти как подвига, высшего служения, осмысление, базировавшее на страхе Божьем, который является «корнем истинной мудрости». В Московском царстве господствовал принцип «Все в тягле, а царь несет тягло перед Богом». Чем выше спрос, тем тяжелее тягло. На религиозный источник царской власти указывал и К.Леонтьев, писавший: «Царизм наш окреп под влиянием Православия, византийских идей, византийской культуры, давших русскому народу силы перенести татарский погром и долгое данничество». Власть самодержавна и самодостаточна до тех пор, пока она своим действием защищает соборную душу народа от растлевающих внешних и внутренних влияний, способствуя его духовному возрастанию и просвещению. Кроме того, истинное самодержавие подкреплялось двумя другими важнейшими принципами русской православной государственности – принципом симфонии властей и соборности.

3. Симфония властей характеризует отношение между властью светской - царь и властью духовной – митрополит, а 1598г. - патриарх. Симфония – это понятие сложное, передающее идею гармонии и диалектического единства двух властей, что выражается формулой «неразделенность и неслиянность» светской и духовной власти. Смысл этого понятия заключается в том, что и церковь и государство имеют одну общую цель – привести народ к спасению, но действуют каждая в своей сфере, используя свой арсенал методов и средств. Случавшиеся в истории споры и даже конфликты и между отдельными личностями – носителями высшей духовной и светской власти не привели (до 17 века) к отказу от самого принципа симфонии. Более того, если проанализировать отношение церкви и государства на протяжении большего временного периода станет совершенно очевидна одно направленность их действий, причем, когда государство слабело, церковь становилась ядром общественной организации и центром сплочения всех духовных сил народа. А когда церковь переживала сложные времена, то государство становилось на защиту духовной целостности общества. И так, поддерживая друг друга, они двигались к общей цели – спасению народа через оцерковление жизни. Кроме того, принцип симфонии властей предполагал, что власть духовная должна являться нравственным императивом для власти светской, смягчая ее, побуждая к состраданию, милосердию и нравственному совершенствованию.

4. Соборность – это изначально религиозный принцип, означающий мистическое единение всех православных во времени и пространстве. В отличие от римского единоначалия папы, в Византии, в Православной церкви утвердился принцип соборных решений всех важнейших вопросов. Первый церковный собор на Руси состоялся в 1105году при Ярославе 1. Почти 30 поместных соборов устраивали и управляли нравственно-религиозную жизнь страны, прежде чем велением Иоанна Грозного был созван первый Земский Собор в 1550году. «Земские соборы – уникальный по своей эффективности инструмент становления общенационального нравственно-религиозного единства, важнейшее орудие его защиты и гарант тесной связи верховной власти с народом, гарант того, что важнейшие народные нужды станут одновременно и важнейшими приоритетами государственной политики, главными заветами Русского Православного Царя», - писал Аксаков. Русские Земские соборы принципиально отличались от сословно-представительных европейских органов. Во-первых, – по составу. На Соборах были представлены все сословия – духовенство, боярство, дворянство, купечество, посадские люди, крестьяне и казаки. В европейских же парламентах только 1-е (духовенство), 2-е (дворянство) и 3-е (горожане) сословия. Во-вторых, – по правилам созыва и функциям. Соборы созывались не регулярно, а при возникновении важных государственных проблем – война, новый свод законов и т.п., но не утверждался бюджет и, таким образом не ограничивали власть царя. Парламенты в Европе созывались регулярно, и главной их функцией было утверждение бюджета, в силу чего они ограничивали власть своих монархов и в Европе существовали сословно-представительные монархии, чего не было в России. В-третьих, – по принципу принятия решений. На Соборах решения принимались добровольным единогласием, в парламентах – большинством голосов. Таким образом, соборное решение гармонизировало отношения в обществе, а парламентское всегда предполагало наличие оппозиции, т.е. внутренней конфликтности, для контроля над которой, нужен был Закон. «Соборный идеал, - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн - единственный способ достичь извечной цели стремлений русского человека – «смирить всех в любовь». Соборность предполагает наличие органической всеобщности мировоззрения, нравственную цельность и монолитность, доверие нации к монарху, ощущение гражданского долга как религиозного переживания, мистического призвания. Соборности противостоит западный принцип коллегиальности, веденный у нас Петром 1, кстати, при нем в 1683г. был созван последний Земский собор, если не считать Земского собора 1922г. во Владивостоке. Этот принцип предполагает лишь механическое внешнее сотрудничество и порождает систему тотального недоверия.

Соборность как государственный принцип предполагает:

-единение личного начала и иерархического;

- восприятие власти как служения;

- добровольное подчинение подвластных признаваемому им авторитету;

-всеобщее согласие, единодушие, единомыслие, в основе которых лежат доверие и любовь.

В Московском царстве сложилась уникальная в своем роде соборная государственность, характерными чертами которой, являлись:

1. Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан;

2. Единство государственной власти, укорененной в надмирных религиозно-нравственных идеалах, надклассовой, над сословной, ограниченной в своем повелевающем действии верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам;

3. Единство духовной власти, не имевшей орудий принуждения, но являвшейся гласом совести народной, т.е. гласом Божьим;

4. Симфония властей, соборность;

5. При московском государе находилась Боярская Дума, действовавшая по принципу «Царь сказал – бояре приговорили», т.е. обладавшая совещательными функциями, причем попытки бояр изменить свой статус жестко пресекались царем;

6. В обществе господствовали отношения подданства, т.е. принцип без договорного служения. В 1488 г. в Белозерской грамоте утвердилась формула, при которой, каждый член общества был холопом государевым и так же подчеркивала принципиальное отличие его от всей иерархии: он не первый среди равных, как в европейский король, а, обладающий надмирным качеством власти, Помазанник Божьий (с середины 16 века).

7. В Московском царстве не было понятия сословных и личных прав. Сословия отличались количеством и качеством обязанностей, что в условиях соборного принципа воспринималось как единственно возможная норма, т.к. права отделяют одно сословие от другого и личность от личности, указывая границы их суверенитета. Московское же общество стремилось слиться в соборном единстве. В контексте вышесказанного и закрепощение крестьян, растянувшееся почти на четыре века, воспринималось как неизбежная дань посословному служению, как средство обеспечения боеспособности дворянского войска. После введения Петром 1 нового принципа формирования армии - рекрутских наборов, крепостное право утратило свое нравственное обоснование и постепенно стало вырождаться в формы одиозного рабства;

8. Наряду с сильной самодержавной властью, в Московской Руси (да и позже) никогда не пересекалась традиция непосредственной демократии: в общине крестьянской, посадской, монастырской, артелях, приходах. Принципы коллективного землевладения при индивидуальном землепользовании, уравнительной справедливости, выборности руководящих органов, социальной защиты, круговой поруки и нравственной ответственности всех за все и за вся были характерными чертами жизни русского народа;

9. В русском обществе господствовали принципы нестяжательства: богатство, накопительство и истовый труд ради достижения этих целей не получили моральных санкций. Добродетелью считалось трудолюбие, бережливость и рачительность для достижения разумной достаточности. Труд выше богатства, труд – нравственная гарантия человеческой жизни. Частная собственность, индивидуализм, нажива никогда не уважались на Руси;

10. Общественным идеалом было религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа и общества. Особо почитаемыми были юродивые, блаженные, пустынники, отшельники, затворники. Духовным символом московского государства стал Сергий Радонежский. Такие черты его личности, как кротость и смирение, скромность и трудолюбие, умение незаметно и тихо, но неуклонно и твердо совершать свой подвиг, нести свой крест (а главная суть подвига – служение Христу и обществе) стали эталоном личностного поведения.

11. Сочетание принципов соборности и общинности, по которым жил русский народ - это гармоничное сочетание единства и свободы, результатом чего явилось чувство патриотизма. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главными национальными достижением, ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Глубоко неверно утверждение о неразвитости личностного начала в Московском царстве, о подавлении и размывании его принципами соборности, общинности и державности. Однако, очевиден иной, по сравнению с Европой, путь развития и самореализации личности на Руси:

Ø Личность получала максимальную свободу в духовной внутренней сфере, в общении с Богом, идя путем Преображения. Идеал Православия – Преображение, а не прогресс, т.е. движение вверх и к Богу, а не по горизонтали к какой-либо цели.

Ø В общественной жизни личность реализовывала себя не вопреки обществу и государству, не противопоставляя себя им, не пытаясь выделиться из этих структур и обозначить системой прав свой суверенитет, а сливаясь с ними, через них, принимая общественные и государственные ценности, идеалы и цели как свои собственные.

Таким образом, Московское царство представляло собой особый тип цивилизации – цивилизации Православной, духовной, сориентированной на приоритет духовных ценностей во всех сферах жизни. Это кардинально отличало ее от христианской цивилизаций, западноевропейской - чувственной, прагматичной, вставшей на путь прогресса. Именно этим путем пошла и Литовская Русь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: