А.С.Изгоев. Об интеллигентной молодежи

(заметки об ее быте и настроениях)

Автор показывает, основываясь на социологических исследованиях, что молодежь в интеллигентных семьях не получает должного воспитания и образования. Родители оказывают крайне малое влияние на своих детей, в интеллигентных семьях нет укорененных традиций, прививающих детям положительные начала жизни («У русской интеллигенции семьи нет»).

В семье и школе ребенок воспитывается «от противного» и учится лгать, приспосабливаться и т.д., т.е. нравственно развращается. «В представлении ребенка школа - это большое зло, но к несчастью неизбежное. Его нужно претерпеть с возможно меньшим для себя ущербом».

«Свое воспитание интеллигентный русский юноша получает... в своей товарищеской среде». Это воспитание начинается в средней школе и продолжается в университете. «Товарищество дает юноше известные традиции, прочные определенные взгляды... заставляет считаться с мнениями и волей других, упражняет его собственную волю... Начинаясь с боевого союза для борьбы с учителями, товарищество продолжается не только в виде союза для попоек... но и в виде союза совместного чтения, кружков саморазвития». «...Это товарищество - единственное культурное влияние, которому подвергаются наши дети», - пишет А.Изгоев. - Но оно имеет и отрицательное воздействие на молодежь: так как юноша «уходит в подполье» еще в нежном гимназическом возрасте, это очень уродует его личность: он обособляется от окружающего мира, становится ему враждебен и презирает всех и вся (учителей, родителей, знакомых, товарищей по классу, незнакомых с нелегальной литературой)».

«Это высокомерие, рождающееся в старших классах гимназии... превращается в одну из характерных черт нашей интеллигенции вообще духовно-высокомерной и идейно-нетерпимой». В рев. кружки идут, как правило, середнячки («и это спасает их от нравственной гибели и умственного отупления»), «натуры же особо одаренные не захватываются такими кружками». «Студенчество - квинтэссенция русской интеллигенции»: в нем есть немало хорошего, но все же больше плохого (с точки зрения автора).

Что не нравилось Изгоеву в русском студенчестве? Его лень, нежелание много работать, плохое посещение лекций (и только ради регистрации), лихорадочная работа перед экзаменом и отсутствие нормальной регулярной работы, подготовка к экзаменам по справочникам и примитивным учебникам, а не по фундаментальным трудам, т.е. русский студент в меньшей мере учится и в большей мере занимается «общественным делом» (кружки, чтение нелегальной литературы) и не в меньшей мере предается коллективному пьянству и разврату.

В.Розанов назвал студенчество «духовным казачеством». Вечная суета не позволяет оставаться долго наедине с самим собой, чтобы отдать себе отчет в своей жизни...». «Наша студенческая толпа стадна и нетерпима; ее суждения упрощены и более опираются на страсть, чем на разум».

Студенты оценивают друг друга и профессоров с точки зрения «политических симпатий», наука и личность их не интересуют. Для них характерна «самовластно-жестокая нетерпимость к чужому мнению» («ужасно не думать, т.к. думает студенческая толпа» - писал в газету в 1908 г. студент Левченко).

Нравственное самосовершенствование с точки зрения студентов - «реакционная выдумка, любой безнравственный поступок может быть оправдан в их глазах благородной целью».

Обман профессоров, подделка аттестатов зрелости, шпаргалки и т.п. не вызывают никакого возмущения. Нравственные основы жизни заменяются постоянной готовностью и даже стремлением к смерти. Это стремление - глубоко личное, носит интимный характер, «завораживает ум и парализует совесть: все освящается, что заканчивается смертью, все дозволено тому, кто идет за смерть, кто ежедневно рискует головой».

«Принцип «иди и умирай», пока он руководит поступками немногих избранных людей, мог еще держать их на огромной нравственной высоте, но, когда круг их («обреченных») расширился, внутренняя логика неизбежно должна была привести к тому, что в России и случилось: ко всей этой грязи, убийствам, грабежам, воровству, всяческому распутству и провокациям».

Построить жизнь на идеале смерти нельзя, при ежеминутной готовности умереть, не имеют значения ни быт, ни нравственность, ни творчество, ни философия - но ведь это самоубийство! (еще один великий грех интеллигенции!)

«Два последствия огромной важности проистекли из этого, - считает Изгоев. - Во-первых, средний массовый интеллигент в России не любит своего дела и не знает его... Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения». Во-вторых - это постоянная готовность поддержать тех, кто на деле постоянно рискует своей жизнью и популярность умеренных политических сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: