Проблема самосознания (Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Образ «Я» (Я-образ, Я-концепция) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру:
1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности;
2. углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире);
3. интеграция (осознание себя единым целым);
4. осознание собственной индивидуальности;
5. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры;
|
|
6. развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.
Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит.
Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.
И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон:
- познавательной (самопознание),
- эмоционально-ценностной (самоотношение)
- и действенно-волевой (саморегуляция).
Имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.
Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит ввосприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем и понятие своего собственного «Я». В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я».
Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.
Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.
Структура самосознания, таким образом, понимается как
- единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности),
- самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе),
|
|
- и саморегуляции.
Самосознание включает и другие компоненты, менее осознанные. Таким составляющим является самоотношение - система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание.