1. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
2. Характер человека присущ ему от рождения, он не зависит ни от воздействий социальной среды, ни от желаний самого человека, он устойчив и никакими усилиями его нельзя изменить или исправить.
3. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы изменить и переделать... Каждый человек ответственен за все проявления своего характера, и каждый человек в состоянии заняться самовоспитанием.
´ Вопросы для самопроверки
1. Раскройте суть понятия «характер».
2. Какое место занимает характер в общей структуре личности?
3. В чём заключается сходство характера и темперамента?
4. В чём заключается отличие характера и темперамента?
5. В чём проявляется взаимосвязь темперамента и характера?
6. Раскройте основные подходы к выделению структурных компонентов характера.
|
|
7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К.Леонгардом и А.Е. Личко.
8. Расскажите о типологии, рассматривающей взаимосвязь между типом телосложения человека и его характером. Приведите аргументы за и против данной концепции.
9. Какие социальные типы характеров были выделены Э. Фроммом?
10. В чём проявляется трансформация характера в течение жизни?
11. Какие факторы будут влиять на процесс формирования характера?
Тема 18. Способности
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель: закрепить понятие способностей, их виды и структуру, соотношение задатков и способностей, условий формирования способностей.
Ключевые понятия: способности, задатки, структура способностей, одаренность.
План:
1. Понятие о способностях. Структура способностей.
2. Количественная и качественная характеристика способностей.
3. Задатки и способности.
4. Различные подходы к проблеме возникновения и развития способностей.
|
|
5. Проблема одаренности в отечественной и зарубежной психологии.
& Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 535-553.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 443-446.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 475-494.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПУ, 1990. - С. 27-58.
2. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 200 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. – С.7-15, 54-75, 138-154, 211-242. (Серия «Мастера психологии»)
4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-107.
5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 7-21.
4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка):