Концепция специальной психологической помощи в системе образования

Начальник отдела практической психологии и охраны

здоровья Минобразования РФ Наталья МОРОЗОВА

В этих определениях нет противоречий. На современном этапе развития специальной многопрофильной помощи детям в сфере образования вообще и области специального образования в частности очень часто смысл проводимой деятельности зависит от исходного определяющего понятия. Под термином «специальная психология» понимается «отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами центральной нервной системы» («Психология». Под редакцией И.В. Дубровиной, 1997 г.).

Исходя изначально из определения дефекта, область специальной психологии в системе образования занималась проблемами детей, имеющих признаки умственной отсталости, сенсорные нарушения, дефекты речи и др.

В настоящий момент спектр деятельности специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, медиков, педагогов и др.) расширился и им приходится работать с детьми, имеющими признаки социального дизонтогенеза, аутичными детьми, детьми, имеющими сочетание дефектов, личностные аномалии развития и др.

Все эти явления привели к тому, что, не нарушая традиционно существующего в дефектологии понятия «специальная психология», потребовалось расширение области профессиональной деятельности для профилактики и коррекции возможных нарушений в детском возрасте.

С этой целью группа ученых, в составе которой были представители Института коррекционной педагогики РАО, кафедры дефектологии Московского городского педагогического университета, Московского государственного открытого педуниверситета и Минобразования России, проработали проект Концепции специальной психологии, который был вынесен на обсуждение субъектов федерации России и публиковался в газете «Школьный психолог». Изучив все предложения и «замечания, поступившие из регионов России, а также проанализировав имеющиеся научные подходы и традиционно развивающиеся подходы отечественной науки и практики, предлагается новый вариант Концепции специальной психологической помощи в системе образования.

Указанный проект был одобрен решением коллегии Минобразования России от 09.02.99 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».

Общие положения

Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей.

Проблема здоровья стала особенно актуальной в настоящее время, когда в педагогической деятельности осуществляется переход от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, к образованию дифференцированному, ориентированному на максимальные возможности конкретного ребенка вне зависимости от его исходного уровня в развитии.

За последние годы среди обучающихся и воспитанников разнопрофильных образовательных учреждений увеличивается число лиц с отклонениями в развитии. Существующая система психолого-педагогической и медико-социальной помощи этой категории детей, особенно в раннем возрасте, когда такая поддержка является особенно важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения, обусловливает создание службы специальной психологической помощи в системе образования, которая в отличие от службы практической психологии образования будет ориентирована на решение проблем детей, имеющих отклонения в развитии.

Кроме того, увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза. При этом такие дети попадают в число инвалидов детства и испытывают выраженные трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. К такой категории можно отнести, в частности, детей, пострадавших в социальных и экологических катастрофах и имеющих стойкие нарушения в физическом и психическом здоровье, а также детей с делинквентным поведением. То же самое можно сказать и о детях с тяжелыми соматическими заболеваниями, которые по имеющимся данным выступают в качестве второй по распространенности группы (после повреждений ЦНС), у которых наблюдается замедленная динамика психо-социального развития.

Аналогичная тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике.

Учитывая имеющиеся отдельные компоненты психологических служб системы образования, службу специальной психологической помощи, целесообразно рассматривать в качестве ее органической составляющей, находящейся на стыке практической психологии образования, здравоохранения и социальной защиты.

Необходимость создания (выделения) службы специальной психологической помощи в образовании определяется противоречием между ростом потребности в специальной психологической помощи, с одной стороны, и недостаточным количеством квалифицированных специалистов в этой области, способных оказывать необходимую психологическую помощь, - с другой. Отсутствие правовых и финансовых основ деятельности таких специалистов в рамках психологической службы России, а также недостаточное развитие системы подготовки и повышения квалификации указанных специалистов для работы в таких службах значительно снижает эффективность оказания специальной психологической помощи в системе образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: