Реакция группирования со сверстниками как ведущий социопсихологический фактор

С самого начала возникновения в западных странах под­ростковой эпидемии наркомании и их появления в нашей стране стало очевидным, что приобщение подростков к наркотикам и другим психоактивным веществам еще более, чем раньше к ал­коголю, происходит в компаниях сверстников [Robbins E.S. et al., 1970; Rutanen E,, 1972; Личко А. E., 1977], т. е. тесно связано с реакцией группирования с ними. В связи с этим были предприняты социопсихологические исследования различных подростковых групп с целью выяснения их значимости в раз­витии аддиктивного поведения.

Разделение подростковых групп на «просоциальные» (т. е. следующие по пути, на который их наставляет общество), «асоциальные» (т. е. пренебрегающие господствующими в об­ществе идеалами, нормами поведения и образом жизни) и «антисоциальные» (т. е. активно бунтующие против идеалов, правил и законов, установленных старшим поколением) само по себе еще не определяет их связь с аддиктивным поведением.

Комсомольские компании, которые должны были бы служить образцом «просоциальности» в социалистическом обществе, от­нюдь не всегда отличались высоким уровнем трезвенности. В «просоциальной» группе, объединившейся, например, в силу интереса и занятий каким-либо видом спорта, вполне поощря­емым старшими и обществом в целом, тайком может распрост­раниться злоупотребление не только допингами, но и наркоти­ками. Из самодеятельного кружка или спортивной команды может родиться группа наркоманов. С другой стороны, некото­рые антисоциальные подростковые группировки в силу господ­ствующих в них фанатических убеждений могут активно пре­пятствовать аддиктивному поведению своих членов.

Иное разделение подростковых групп на жестко регламен­тированные и свободные [Личко А. Е., 1985] также само по себе еще ничего не говорит об их отношении к аддиктивному поведению.

Жестко регламентированная группа отличается постоянным составом, безраздельной властью вожака, «своей» территорией, твердо установленными взаимоотношениями между членами группы, иерархией подчинения между ними, борьбой с соперни­чающими группами. Но жестко регламентированной может быть и упомянутая антисоциальная группа, с ненавистью и презрением относящаяся к наркоманам и алкоголикам и от­вергающая употребление всех дурманящих веществ. В то же время не менее жестко регламентированной может быть группа наркоманов, в которой господствуют суровые неписанные за­коны и абсолютная власть вожака.

Свободная подростковая группа характеризуется непостоян­ным составом (одни приходят, другие уходят), нечетким рас­пределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Подоб­ными группами могут быть территориальные («дворовые») ком­пании, сборища около дискотек и т. п. В этих группах зло­употребление различными веществами зависит от множества факторов. Но нередко если один подросток «заносит» какое-либо вещество, то может «заражать» его злоупотреблением многих членов компании.

В современном поколении подростков в нашей стране можно увидеть следующие типы групп, большая часть из которых и их отношение к аддиктивному поведению были описаны В. С. Битенским и др. (1989).

Территориальные группы - объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме («дворовые компании»), городском микрорайоне, одном поселке и т. п. Внутри одной территории возможно возникно­вение разных групп; тогда подростки делятся еще по какому-либо принципу - от учебы в одной школе или профессионально-техническом училище до национального признака.

Территориальные группы могут быть как свободными, так и жестко регламентированными. В разные периоды и в разных местах преобладают то одни, то другие. Распространению жестко регламентированных групп способствует определенная социальная обстановка в целом — общественный или экономи­ческий кризис, переломные периоды в истории. Ничего, кроме принадлежности к «своим», такую группу не объединяет. Ее сплачивает борьба, порой довольно жестокая, с другими груп­пами, преимущественно также территориальными. Чужака на «своей» территории ждет избиение. Обычно имеются излюблен­ные места сборищ во дворе или на улице (street corner gro­ups—группы на перекрестках улиц в США), в подъездах, под­валах и т. п. Кроме драк и побоищ, группе остается пустое времяпрепровождение («информационно-коммуникативное хоб­би»), азартные игры, делинквентные поступки, выпивки и, если появится соблазнитель, то и различные токсические вещества, включая наркотики. Многие из подобных территориальных групп превращаются в делинквентные.

Территориальные подростковые группы, возможно, явля­ются главным источником злоупотребления не только алкоголем, но и другими дурманящими средствами, в особенности ингалянтами и гашишем. Более 70 % курильщиков гашиша начали его курить в группе сверстников по месту жительства или учебы [Коломеец А. А., 1989].

Делинквентные и криминальные группы отличаются друг от друга условно - лишь по тому, подвергаются ли совершаемые группой проступки наказанию, согласно уголовному кодексу, или нет. Делинквентным поведением при­нято называть не наказуемые, согласно Уголовному кодексу, проступки и правонарушения — обычно это мелкое хулиганство и мелкое воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы и труда и т. п. [Bennett J., I960]. С точки зрения наказуемости, все младшие подростковые группы (до 14 лет) являются делинквентными, если только ими не руководит более старший с криминальным опытом.

Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия. Делинквентные группы, как правило, жестко рег­ламентированы. Власть вожака может быть очень велика. Часто при себе он держит «адъютантов» — подростков, физиче­ски сильных, но с невысоким интеллектом. Их кулаками вожак творит расправу над непослушными членами группы. Роль и место каждого в группе строго определены. Низшую ступень в иерархии занимают физически слабые и безвольные, всем в группе обязанные угождать («шестерки» — от названия младшей в колоде карты). Тем не менее они держатся за группу, так как она защищает их от более страшной расправы чужих групп, предпочитая суровый комфорт среди своих.

Злоупотребление алкоголем и другими токсическими веще­ствами, как правило, ограничивается отдельными эпизодами. Зависимость развивается далеко не у всех членов подобных групп.

Наркоманические группы обычно состоят из нарко­манов, т. е. из тех, у кого уже сформировалась зависимость от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удер­жать склонных к злоупотреблению новичков. Их соблазняют и поначалу могут даже бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить «счет», когда у тех разовьется зависимость.

Различают первичные и вторичные наркоманические группы [Битенский В.С. и др., 1989]. В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (на­пример, территориальные или делинквентные группы, «фа­наты», реже «металлисты»), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объ­единяет добыча наркотиков, при надобности изготовление их, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейе­ру, совместное употребление, а иногда и торговля наркоти­ками. Группы, как правило, являются жестко регламентирован­ными. Лидером нередко бывает молодой, совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Иногда его называют «учителем», так как он обучает «пони­мать» - наиболее приятно переживать наркотическое опьянение. Иногда же лидер называется заимствованным из криминаль­ного лексикона словом «пахан» или из солдатского «дед» (старослужащий).

Опытный лидер-наркоман следит также за тем, чтобы избе­жать передозировки наркотика — опасное для жизни отравле­ние. Несчастные случаи с тяжелыми интоксикациями и ле­тальными исходами случаются, когда подростки начинают зло­употребление без подобного руководителя [Битенский В.С. и др., 1989].

Роли всех членов в наркоманической группе определены. Максимально используются способности и личностные особен­ности каждого. «Шустрила» ищет источник снабжения, пере­продает изготовленное. «Гонец» служит переносчиком нарко­тика. «Кролик» получает наркотик бесплатно за то, что дает «учителю» возможность оценить на нем первом силу само­дельного изготовленного препарата.

Лидер группы обкладывает ее членов денежной податью, ведет счет «долгам», притом так, что все члены скоро оказы­ваются в кабальной денежной зависимости от него. Долги до­стигают крупных размеров, так как лидер может произвольно накладывать денежные штрафы за малейшие провинности и неподчинение его приказам. Отказ члена группы от выполнения своей роли грозит суровой расправой. Лидер, как говорят, дер­жит членов «на поводке», т. е. в рабской зависимости. При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъяв­ляется «долг», непосильный для оплаты, а неуплата грозит су­ровой расправой. Подобным долгом подростки-наркоманы могут шантажировать собственных родителей, выуживая у них крупные суммы денег якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться от группы наркоманов и прекратить наркоти­зацию.

Контактный кайф является своеобразным явлением, которое встречается в группе наркоманов, особенно злоупотребляющих препаратами опия или гашишем. Это ощущение в слабой сте­пени напоминает наркотическое опьянение. Оно появляется у наркомана еще до того, как было сделано вливание опиатов или он закурил гашиш. Контактный кайф возникает, когда наркоман только пришел в свою компанию, особенно среди уже кайфующих, или в привычной обстановке при виде шприца, наркотика, сигареты с гашишем. В этих случаях в основе кон­тактного кайфа явно лежит условнорефлекторный механизм. Сходные реакции описаны также в помещении, где курили га­шиш и еще сохранился запах его дыма.

Подростковая эпидемия наркомании в западных странах, начавшаяся в 60-х годах, была тесно связана с появлением осо­бых подростковых группировок, молодежных течений, новой музыки, новой одежды, новой манеры вести себя - всего того, что позднее получило название «подростковой субкультуры». По определению N.Parkinson (1970), подростковую культуру составляет система ценностей и условностей, одежды, музыки, танцев, напитков и наркотиков, характерных для мира подростков.

Каждое из направлений подростковых группировок про­явило отличное от других отношение к злоупотреблению раз­личными веществами, свои особенности аддиктивного поведе­ния. Принадлежность к некоторым из этих группировок, кото­рые описываются далее, создает повышенный риск злоупотреб­ления определенными средствами, хотя само по себе об этом еще не свидетельствует и тем более не говорит о сформировав­шейся наркомании или токсикомании. Поэтому сведения об осо­бенностях различных типов группировок полезны для подрост­кового психиатра и нарколога. Массовые средства информации обычно давали о них одностороннюю информацию.

Приводимые далее описания основных типов подростковых группировок даны как по материалам монографии В.С. Битенского и др. (1989), так и на основании нашего опыта.

«Xиппи» как молодежное движение возникло в начале 60-х годов в США и Англии среди подростков и молодежи (возраст—от 12 до 25 лет) из семей среднего достатка и белой расы. Затем это движение распространилось на другие страны. Вскоре хиппи появились в нашей стране.

На Западе это движение в значительной мере родилось как протест против «грязной войны» во Вьетнаме. В противовес идеям старшего поколения о «защите западной цивилизации» с оружием в руках, бывшей тогда всеобщей воинской повин­ности в США, антикоммунистической пропаганде, запугиванию атомной агрессией, насаждению «образа врага» движение хиппи провозгласило противоположные идеалы. Ими стали пацифизм и миролюбие в отношении окружающих, отрицание агрессии, «естественный образ жизни», нежелание кому-либо что-либо на­вязывать или заставлять делать.

Протестом «процветающему обществу» стал весь образ жизни хиппи. Вместо дорогой модной одежды - рваные зано­шенные джинсы; вместо аккуратных причесок—длинные, немы­тые и плохо расчесанные волосы; вместо внешне благополучной семьи, лицемерно прикрывающей внутренние раздоры, измены и обман—жизнь коммуной, «свободная любовь», общие дети; вместо эгоизма и собственничества—общие вещи и деньги; вместо признанной и почитаемой старшим поколением музыки — битлзы и подражающие им ансамбли; вместо узаконенного по­стоянного умеренного пьянства старшего поколения—мари­хуана, галлюциногены, героин—все, что отвергалось и пресле­довалось обществом.

Хиппи—группы свободные и открытые. Они благожела­тельно всех принимают и никого у себя не удерживают. Никому не принято ничего диктовать и ни в чем препятствовать, т. е. опять же внутригрупповое поведение строится как противопо­ложное тому, что принято в семье и в обществе. Распростра­нены интересы к религии и восточной философии. Рассуждения на эти темы служат проявлением подростковой метафизической интоксикации. Среди хиппи в нашей стране не меньший инте­рес проявлялся к православному христинству.

Курение марихуаны было принято среди хиппи в западных странах. Считается, что подражающие битлзам ансамбли раз­несли марихуану и гашиш по всему миру. Однако в среде хиппи злоупотребляли и галлюциногенами, и героином.

Во второй половине 70-х годов движение хиппи в западных странах пошло на спад. Однако в нашей стране в середине 80-х годов началось «возрождение хиппи» — «новая волна». Оно совпало с затянувшейся войной в Афганистане и с отрицатель­ным отношением к этой войне среди многих подростков-допри­зывников. Однако «истинных хиппи», которые вели полностью асоциальный образ жизни, было немного. Зато появилась группа «вечерних хиппи». Такие подростки днем где-то учились или работали, носили обычную одежду, даже старались маскировать длинные волосы, заправляя их за воротник. Закон о преследовании за тунеядство против них был бессилен. Зато вечерами, переодевшись в традиционные залатанные джинсы и распустив волосы, они проводили время на сборищах («ту­совках») в определенных местах, иногда у кого-то на квартире («на флете»). Среди них снова вспыхнул интерес к музыке битлзов. Трагически погибший певец этой музыкальной группы Джон Леннон почитался как кумир и образец для слепого под­ражания.

В группах хиппи по-прежнему курят гашиш, пробуют раз­личные токсические вещества. В последние годы проявляется интерес к эфедрону. Все это охотно предлагается новичкам, но не навязывается. Поэтому в группах хиппи удерживаются и те подростки, которые никогда не прибегают ни к каким дурма­нящим средствам, а увлекаются духовным самосовершенствова­нием, йогой, религиями и т. п. Распространено, однако, сужде­ние, что курение гашиша позволяет лучше проникнуть в сокро­венный смысл постулатов восточной философии. В меньшей степени это относится к другим наркотикам и токсическим средствам.

«Панки» (от англ. punk—гнилушка, гадина) появились в конце 70-х годов в Англии. В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присущ активный, злой, агрессивный протест. Вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благопо­лучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх.

Группа панков чаще всего жестко регламентирована, со своим вожаком, волчьими законами внутригрупповых взаимо­отношений. Их основная мораль: «Все люди-гадины! Будь та­ким же и ты и так же относись к людям!».

Одежда и прическа у панков были такими, чтобы вызвать у других отвращение,—яркий грим, даже намалеванные на лице отвратительные язвы, причудливо зачесанные и пострижен­ные волосы, к тому же еще покрашенные в разные цвета. Костюм похож на клоунский, с собачьим ошейником или цепоч­кой от унитаза как «украшение» на шее.

Излюбленная музыка (панк-рок) отличалась не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприят­ными для слуха звуками — скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобиловали нецензурной бранью. Популярные ансамбли носили название вроде «Секс пистоле». Предпочитались беспо­рядочные половые контакты, иногда с насилием.

В нашей стране панки появились в 80-х годах. Внешняя атрибутика частично заимствовала западные образцы: высоко выбритые виски, причудливая прическа («гребенка»), иногда зауженные короткие брючки, узкий галстук или шнурок на шее.

Особенно важной считалась серьга в одном левом ухе или крестик, вделанный в его мочку, а также лезвие бритвы, вися­щее на цепочке на шее, и крупная английская булавка на груди.

Проповедовалось насилие во всех его формах. Тайно учи­лись приемам карате (с 1981 г. незаконное обучение этому виду борьбы стало преследоваться Уголовным кодексом), чтобы жестоко бить противников в драках. Часть из панков заявляли о своей приверженности фашизму, носили соответствующую атрибутику, но, в отличие от «неонацистов», идеологическая сторона фашизма их мало интересовала. Среди панков встре­чались также «панки-самозванцы»—внешне подражающие им, но в группы не входящие или изгнанные из них.

Аддиктивное поведение среди панков чаще всего сводилось к злоупотреблению алкоголем. Но эпизодически они могли при­бегать к самым различным токсическим веществам, даже кингалянтам. В последнее время наибольший интерес стал прояв­ляться к стимуляторам типа эфедрона и «ширки».

«Металлисты» объединяются в группы, мотивируя это увлечением музыкой в стиле «тяжелый металлический рок» (heavy metal rock). Эта музыка отличается громкостью и уси­ленным ударным ритмом. Под нее не танцуют, а слушают ее сидя, ритмично раскачиваясь, постепенно возбуждаясь, приходя в состояние неистовства. Эти действия напоминают религиозную секту прыгунов в прошлом. В подобном состоянии неистовства они способны совершать бессмысленные разрушительные дей­ствия. По словам подростков, под звуки металл-рока они начи­нают «кайфовать»—испытывают необычные сильные и прият­ные эмоциональные переживания.

Наиболее популярные ансамбли нередко носят в завуалиро­ванной форме названия, отталкивающие обывателя. «Блек Саббат» («Black Sabbath»), т. е, дословно «Черная суббота» может пониматься как служение дьяволу, а не богу. Широко извест­ный «Ай-си-ди-си» (ACDC) как будто взял официальный тер­мин, принятый в электротехнике и означающий возможность движения тока в цепи в обоих направлениях. Но на подростко­вом сленге это слово символизирует бисексуала, склонного как к нормальным, так и к гомосексуальным сношениям, а иногда и просто гомосексуала, но готового играть как активную, так и пассивную роль.

Внешняя атрибутика является другой неотъемлемой частью «металлистов». Называются они так потому, что носят множе­ство металлических украшений вплоть до рыцарских доспехов. Особенно важны среди этих украшений «клепанки»—металли­ческие браслеты с шипами и клепками. Железные, стальные и медные массивные украшения также символизируют протест старшему поколению, предпочитающему миниатюрные украше­ния из драгоценных металлов.

«Металлисты» приветствовали друг друга условным зна­ком — «козой»: поднятой правой рукой с оттопыренным указа­тельным пальцем и мизинцем и словами «Хэви метал!» («тя­желый металл»), что напоминало фашистское приветствие с возгласом «Хайль Гитлер!».

Принадлежность к «металлистам» требовала немалых денег. Металлические украшения на одежде и импортные записи ме­талл-рока стоили недешево. В этих группах оказывались либо подростки из состоятельных и легко сорящих деньгами се­мейств, либо те, кто добывал эти деньги фарцовкой, т. е. неза­конной перепродажей импортных вещей.

Обычно «металлисты» употребляли алкоголь, но в сравни­тельно небольших дозах. К другим дурманящим средствам они особого тяготения не испытывали. Вероятно, очень громкая рит­мическая музыка доставляла им наслаждение, аналогичное опьянению. Если же группа «металлистов» начинала прибегать к наркотикам, то она вскоре превращалась в группу наркома­нов; атрибутика, пластинки и кассеты быстро распродавались для денег на наркотики, интерес к металл-року исчезал.

Наиболее ненавистной для «металлистов» группировкой под­ростков оказались те, кого они называли «попперами»,—соби­равшиеся около дискотек и предпочитавшие более доходчивую поп-музыку. Но за внешними различиями в музыкальных вку­сах причина вражды крылась, видимо, более глубоко. «Метал­листы» презирали попперов как простолюдинов, и те служили им объектом для разрядки агрессии.

«Попперы» (от поп-музыки), они же «диско»—названия, данные подросткам, группировавшимся около дискотек. Сами себя они так не называли. В середине 80-х годов их кумирами чаще всего были знаменитости итальянской эстрады (Адриано Челентано и др.). Со временем музыкальные вкусы менялись. Но никакие «идеи», кроме желания развлечься, завести зна­комства, в том числе сексуальные контакты, пообщаться на примитивном уровне (информативно-коммуникативное «хобби» по А.Е. Личко, 1973), да еще покрасоваться перед сверстниками в импортной одежде, подобные компании не объединяли.

Группы попперов—свободные, с меняющимся составом, разнополые, без постоянного лидера. Броская модная одежда является предметом чрезвычайной озабоченности. В начале 80-х годов был моден стиль «диско» — блестящий, яркий, туго обтягивающий все тело («выразительный») костюм. Затем моды менялись. Но попперы всегда старались быть одетыми во все импортное из капиталистических стран. Носить одежду отече­ственного производства («ходить во флаге») считалось унизи­тельным, вызывало насмешки. Наряды требовалось постоянно менять, изображая их изобилие. Поэтому между членами групп шли непрерывный обмен одеждой, одалживание и перепро­дажа.

Попперами эти группы прозвали «металлисты». С их сто­роны, а также со стороны групп, аналогичных люберам, поп­перы часто подвергались нападениям. Лишь тогда они дейст­вительно объединялись для отпора.

Членам групп попперов нередко было свойственно аддиктивное поведение - алкоголь, курение гашиша, глотание каких-либо таблеток без особого разбора—от транквилизаторов до холинолитических галлюциногенов. Однако внутривенных вли­ваний они обычно остерегались. Ингалянты также были мало распространены, так как дискотеки посещали подростки стар­шего возраста.

«Мажоры» — название, которое себе дали группы подрост­ков старшего возраста, тянувшиеся к «роскошному» образу жизни. Пределом их желаний было провести каждый вечер в ресторане с выпивкой, дорогим угощением, последующими сексуальными контактами, развлекательными поездками на автомашинах. Большей частью эти подростки были из очень состоятельных семей и активно занимались фарцовкой. Одева­лись они не только в модные, но и в дорогие импортные одежды, а украшения носили ценные.

Группы мажоров были свободные. Объединяли их только совместные развлечения и фарцовка.

Аддиктивное поведение обычно сводилось к регулярным вы­пивкам. Предпочитались коньяк и дорогие импортные напитки. Иногда курили гашиш.

В конце 80-х годов название «мажоры» исчезло из подрост­кового сленга, хотя подростки и их группы, стремящиеся к по­добному образу жизни, сохранились.

«Брейкеры» являются фанатическими поклонниками и по­стоянными исполнителями танца «брейк-данс» (brake-dance). Он распространился в середине 80-х годов и представляет со­бой соединение элементов художественной гимнастики, акроба­тики, дзюдо, карате и пантомимы. От исполнителя требуются как хорошая спортивная подготовка, притом не просто грубая сила, а выносливость к большим и длительным физическим на­грузкам, так и грациозность, изящество движений и вырази­тельная мимика.

Этот танец для брейкеров является увлечением (хобби). Брейку нередко отдают все свободное время. Устраиваются состязания, фестивали, на которые съезжаются из разных го­родов, имеются свои чемпионы. При этом брейкеры обычно продолжают учебу или работу, хотя чрезмерное увлечение брейком нередко отрицательно сказывается на успеваемости и про­дуктивности. Брейкеры не употребляют ни алкоголя, ни наркотиков, ни других токсических средств, так. как все они немедленно отри­цательно скажутся на результатах любимого занятия. Не ис­пользуются и анаболические стероиды, так как брейк вовсе не требует наращивания мышечной массы. Некоторые из брейкеров в качестве допинга использовали крепкий кофе, но не в чрезмерных токсических дозах, которые могут нарушить тон­кую координацию движений.

Таким образом, увлечение брейком в определенной мере создает психологический иммунитет к аддиктивному пове­дению.

«Рокеры» как группировка подростков и молодежи поя­вились на Западе еще в 70-х годах. Тогда в англоязычных странах их чаще называли «байкерами» из-за их пристрастия к мотоциклу (motobike—мотоцикл). Идейные взгляды многих из этих группировок были близки к «неонацистам». Но, в отли­чие от последних, они скорее придерживались ортодоксальных фашистских убеждений, среди них процветал культ Гитлера. Их атрибутами были мотоцикл и черная кожаная куртка. По­добные группировки иногда представляли собой настоящие банды. На мотоциклах неожиданно и стремительно они врыва­лись в небольшие населенные пункты, громили и крушили все, что попадалось на глаза, и столь же быстро исчезали. В 80-х годах подобные группы в западных странах стали исчезать.

В СССР рокеры появились в 80-х годах. Главным мотивом их группирования также стали мотоцикл, совместные поездки и гонки на бешеной скорости. Культировалась отчаянная ли­хость. Одним из испытаний была езда на мчавшихся навстречу друг другу мотоциклах (кто первый свернет в сторону? у кого не выдержат нервы?).

Рокерам свойствен протест в отношении старшего поколе­ния и установленных им порядков. Но этот протест также про­являлся с помощью мотоцикла. В ночное время компаниями они ездили на мотоциклах по жилым кварталам без глушите­лей, чтобы бешеным ревом моторов перебудить всех. Другая форма протеста состояла в том, что в часы пик на магистралях с интенсивным движением рокеры блокировали это движение шеренгой в ряд едущих мотоциклов на очень медленной ско­рости и не оставляя места для обгона, тем самым создавая позади себя транспортные пробки.

Предпринятые в последние годы попытки формализовать движение рокеров, устроив для них загородные мотоклубы, ослабили к ним интерес среди подростков.

Девушки среди рокеров составляли большую редкость. В группу допускалась обычно лишь сожительница лидера. В от­личие от рокеров на Западе, в нашей стране не приходилось слышать что-либо о «маме» — имевшей сексуальные контакты всеми членами группы по своему усмотрению и пользовав­шейся среди них определенным авторитетом.

В связи с тем, что искусное вождение мотоцикла ни под «кайфом», ни в состоянии сильного алкогольного опьянения не­возможно, аддиктивное поведение в среде рокеров большого распространения не получило. Однако легкие опьянения и куре­ние гашиша полностью не были исключены.

«Неонацисты» явились формой активного протеста в от­ношении старшего поколения, среди которого многие ненави­дели фашизм или пострадали от него. Культивировались взгляды об «истинном фашизме», который якобы «опошлили» Гитлер и Муссолини. Расовая теория нередко полностью отвергалась. По представлению подобных «неонацистов» «истинным арий­цем», «сверхчеловеком» не рождаются, а становятся, вытравив из себя всякую жалость к «недочеловекам», поборов трусость и воспитав в себе выносливость, беспощадность и ненависть к врагам. Образ врага в разных случаях выбирался различ­ный. Иногда им служили подростки, недавно приехавшие в дан­ную местность. Иногда ненависть культивировалась в отноше­нии старшего поколения, особенно пожилых людей, которых считали «паразитами, отнимающими у молодежи место в жизни». Наконец, образ врага мог основываться на национальной розни.

Группы «неонацистов» обычно были жестко регламентиро­ванными. Увлечения составляли силовые виды спорта и каратэ.

Злоупотребление алкоголем, а тем более наркотиками и дру­гими дурманящими средствами, отвергалось как недостойное для «сверхчеловека» и сурово преследовалось—провинившихся наказывали или изгоняли из своих компаний.

«Люберы» и сходные с ними группировки под различными названиями в разных местах также стали формой активного протеста, но направленного не на старшее поколение, а прежде всего на сверстников из находящейся в более привилегированном положении части общества. Например, сами люберы — подростки из подмосковного городка Люберцы — чувствовали себя ущемленными в сравнении со сверстниками из престиж­ных районов столицы.

Идеалами люберов и аналогичных им групп подростков обычно становились примитивные ортодоксальные представле­ния о «равенстве» и «превосходстве» «простых людей», которые нередко преподносились официальной пропагандой в прежние годы. Отсюда и названия некоторых из этих групп—«Истин­ные ленинцы», «Организация активных действий» и т. п. В этих идеях они черпали уверенность в своей правоте, в борьбе за «правое дело» с теми, кому подсознательно завидовали.

Сильное мускулистое тело стало центральным культом. Раз­вить мускулатуру, «накачать мышцы» делалось одной из глав­ных забот. Достигалось это не только усиленным гимнастическим тренингом, многочасовыми каждодневными физическими упражнениями с гантелями, гирями, на турнике в специальных помещениях («качалках»), чаще всего в заброшенных подва­лах. Как правило, для этого начинали использоваться допинги, известные от спортсменов,— прежде всего анаболические стероиды в сочетании с белковыми нагрузками (ложками ели сухой молочный порошок или белковые препараты, из которых готовят смеси для младенцев).

Развитая мускулатура служила для драк. Избивали и гра­били тех, кто был объектом ненависти — например, «вечерних хиппи», которые менее других способны были дать отпор.

Наркотики и другие дурманящие средства избегались. Не было пока сведений о склонности членов подобных групп к стимуляторам, хотя свойственная этим группам агрессивность (не только в отношении хиппи, но и «металлистов», а также просто модно и богато одетых сверстников) легко могла бы пробудить потребность в них. Алкоголь употреблялся далеко не всеми, эпизодически и умеренно. Иногда избегали даже ку­рения табака.

«Фанаты» или «фенсы» представляли собой страстных почитателей какой-либо спортивной команды (чаще футбольной или хоккейной) или какого-либо эстрадного ансамбля. Они не­редко сопровождали их во время поездок в другие города на соревнования или гастроли. Посещали все матчи или концерты, группировались друг с другом, старались завести знакомства со своими кумирами.

Спортивные фанаты иногда разделялись на «правых» и «ле­вых». Одни из них были действительными поклонниками своих кумиров и жаждали их успеха, устраивали шумные овации, искали знакомства с ними, собирали их автографы, фотогра­фии и т. п. Для других притягательной силой больше станови­лись драки с фанатами соперничающей команды. При отсут­ствии такой возможности готовы были затеять ее с другими фанатами своей же команды. «Правыми» и «левыми» они на­зывались в зависимости от стороны трибун стадиона, где обычно рассаживались.

Среди фанатов нередко оказывались подростки, уже знако­мые с действием дурманящих веществ и склонные к выпивкам. Они могли становится соблазнителями для других, даже для всей группы в целом. Поэтому данные компании можно рас­сматривать как группы высокого риска в отношении аддиктивного поведения. Если групповое злоупотребление становилось регулярным, то обычно прежний страстный интерес к своей команде или ансамблю ослабевал, а с развитием зависимости пропадал вовсе.

В заключение представлены сведения о роли различных видов группировок подростков для возникновения аддиктивного поведения. Очевидно, что наибольшее значение имеют террито­риальные группы, гораздо большее, чем группировки из неко­торых неформальных течений.

Среди обследованных подростков, госпитализированных в связи с аддиктивным поведением в наркологические или пси­хиатрические стационары, была установлена принадлежность к следующим группам:

  %
— территориальные группы — компании сверстников в своем дворе, микрорайоне, учебном заведении, интернате — неформальные объединения подростков («хиппи», «панки» и др.) — компании наркоманов — одиночки, не принадлежавшие ни к каким подростковым группам — случайные компании (знакомства в дискотеках, барах, на танцах и т. п.) — один постоянный приятель, ставший соблазнителем — делинквентные и криминальные группы — компании гомосексуалов — групповая принадлежность осталась неясной                

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: