Единство качества и количества образует меру. Переход от оной меры, к другой – есть скачок

В учении о сущности Гегель выделяет в ничто решающее, главное: это сущность и определяемое сущностью явление. Сущность в силу своей внутренней противоречивости сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование.

В учение о понятии речь идет не только о субъективных понятиях. Субъективное понятие – есть лишь самая бедная форма понятия. Субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта, что приводит к понятию субъект-объекта.

В «Философии природы» Гегель последовательно рассматривает: механику, физику, органику.

В «Философии духа» рассматривается: субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство), абсолютный дух (тремя ступенями развития которого, выступают: искусство, религия и философия). Таким образом, система заканчивается абсолютным духом.

Схематически гегелевская энциклопедия философских наук выглядит следующим образом: (см. схему).

Главными особенностями гегелевской системы являются: абсолютный идеализм и диалектика.

В отечественной философской литературе советского периода идеализм Гегеля ругали, а диалектику хвалили. Считалось, что если идеализм заменить материализмом и соединить его с диалектикой, то получится передовая философия – диалектический материализм…

Отметим, что критика идеализма Гегеля обычно носила вульгарный характер.

Теперь более подробно рассмотрим гегелевскую диалектику.

У Сократа и Платона диалектика выступала как искусство вести философскую дискуссию.

Гегель же понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более, конкретным (многообразным). Он рассматривал диалектику как движение идей, что по своей внутренней природе, есть противоречие.

Здесь Гегель вступил «на тропу войны» с формальными логиками, которые, подобно Аристотелю, считают: «… Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…». Гегель был не доволен формальной логикой.

По Гегелю, формальные логики рассматривают рядоположенными такие определения, которые следовало бы понять в их единстве.

К примеру, Гегель выступает против признания качества и количества двумя самостоятельными, рядоположенными определениями. По Гегелю, качество переходит в количество, количество есть снятое качество.

Логические воззрения Гегеля оцениваются по-разному. Одни хвалят его за создание диалектической логики, другие ругают за недооценку глубины и состоятельности формальной логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: