Мирное урегулирование споров в рамках СНГ

Нормативной базой для определения подходов к урегулированию мирными средствами споров и конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях стран - членов СНГ, служат положения Устава СНГ, принятого в Минске 22 января 1993 г.

Устав СНГ содержит специальный раздел, озаглавленный "Предотвращение конфликтов и разрешение споров", а также ст. 32 "Экономический суд". Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

- "конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека";

- "споры между государствами-членами";

- "споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве".

В отношении конфликтов Устав СНГ предполагает, что стороны "оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе в рамках международных организаций" (ст. 16).

Первая категория споров, упомянутая в Уставе СНГ, подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст. 17).

Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (ст. 18). Другими словами, на данном этапе Содружество не смогло пойти дальше рекомендательных процедур урегулирования споров, способных угрожать поддержанию мира или безопасности.

Что касается положений ст. 32 Устава СНГ, посвященной Экономическому суду СНГ, то они распространяются на споры, возникающие при исполнении экономических обязательств стран-членов, а также на другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд СНГ должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, подлежащим утверждению Советом глав государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров. Среди них: "спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности" (ст. 33); "международные споры" (п. 3 ст. 2); "любой спор", то есть спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); "местные споры" (пп. 2 и 3 ст. 52); "споры юридического характера" (п. 3 ст. 36).

Какого-либо четкого разграничения между юридическими (правовыми) и политическими спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем в п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные споры, то есть споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства разрешения международных споров (конфликтов).- Л., 1975.

2. Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы).- М., 1974.

3. Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров.- М., 1977.

4. Кожевников Ф. И., Шармазанашвили Г. В. Международный Суд ООН.- М., 1971.

5. Осинцев Ю. В., Турбин Э. А. Борьба СССР за совершенствование процесса мирного урегулирования международных споров.- М., 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: