Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации.
Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество.
К оценочным критериям относятся:
принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
2. аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
3. функции управления- усиление стратегического планирования (корректировка "бизнес-плана"), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.
|
|
В результате анализа можно выявить "узкие" места в деятельности организации.
Это может быть:
большая звенность управления,
параллелизм в работе,
отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.
Второй этап - проектирование оргструктур.
Методы:
1) апологии - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
экспертный - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры.
структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.
организационного моделирования - его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В процессе проектирования оргструктур управления организацией,как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления:
уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
численность административно-управленческого персонала;
характер соподчиненности между звеньями организации;
расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
|
|
Требования к организационной структуре:
Оптимальность
Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
Оперативность.
Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Надежность
структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
Экономичность
задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затрата х на управленческий аппарат.
Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
Гибкость
Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.