Государственный стандарт

Совершенствование высшего юридического образования в стране требует корректировки соотношения и использования форм обучения, увеличения доли очной подготовки юридических кадров, сокращения вечерне-заочного обучения, развития современных форм дистанционного образования, более эффективного сочетания разных форм и методов обучения и рационального использования научно-педагогических кадров. Для высших юридических учебных заведений страны это, прежде всего, означает:

- внедрение эффективных, перспективных методик и технологий обучения: лекций-дискуссий, круглых столов, ролевых, деловых, инновационных игр и др. в зависимости от цели, формы, вида и уровня обучения в юридическом вузе;

- создание банка данных образовательных технологий, применяемых в системе юридического образования в стране в целях распространения передового педагогического опыта;

- внедрение новых информационных технологий, компьютерного обеспечения учебного процесса и научной работы, создание вузовских информационных сетей, учебных, научно-методических и библиотечных банков данных; при этом учебный процесс организуется так, чтобы, во-первых, средства вычислительной техники использовались для автоматизированного управления познавательной деятельностью студента и, во-вторых, научить студента использовать средства вычислительной техники как инструмент профессиональной деятельности;

- разработку основ обучения по индивидуальным планам. Такое обучение предполагает, что студенту после окончания первого курса назначается руководитель, который организует индивидуальную работу студента до конца его обучения, осуществляет организационно-методичес­кое, учебное и научное руководство;

- распространение практики проведения комплексных ситуационных занятий, создание и организацию, деятельности учебно-практических структур (учебно-следственных, оперативно-розыскных и иных подразделений);

- создание на договорной основе совместно с заинтересованными подразделениями (прокуратуры, суда, органов безопасности и внутренних дел и т.д.) структур учебно-научного и практического сотрудничества (учебно-научно-практических комплексов) с взаимным использованием возможностей и потенциала сторон в решении их задач;

- развитие научно-исследовательской работы студентов, создание межвузовских научных центров на региональной или отраслевой (ведомственной) основе, проведение конкурсов, олимпиад научных работ студентов на региональном, отраслевом (ведомственном) и общероссийском уровнях по юридическим проблемам, создание условий для издания студенческих работ;

- введение в государственных ведомствах и учреждениях в целях повышения личной ответственности и обеспечения надлежащей профессиональной подготовки выпускников юридических вузов должностей стажеров, которые будут использоваться в период прохождения студентами практики и в ходе освоения молодыми специалистами конкретного участка юридической деятельности по окончании учебного заведения.

Федеральный компонент Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования

Направление 521400 - «Юриспруденция»

Закономерности возникновения, развития и функционирования государств и права; государственная власть; государственный аппарат; типы и формы государства; государство в политической системы обществ; правовое государство; понятие и сущность права; правоотношение; реализация права; законность; толкование права; юридическая ответственность; право и личность; правосознание, правовая культура.

Квалификационная характеристика выпускника.

Бакалавр юриспруденции в рамках направления 521400 получает фундаментальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования: в магистратуре по направлению 521400 магистр юриспруденции освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 021100 - юриспруденция.

Специальность 021100- «Юриспруденция»

Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека; понятийный и категориальный аппарат теории государства и права; эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем; основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

Квалификационная характеристика выпускника

Специалист-юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную общеобразовательную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод; законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний значение для реализации права в профессиональной деятельности;

Возможности продолжения образования.

Специалист-юрист подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре но направлению 521400 магистр юриспруденции;

- в аспирантуре.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебная работа магистранта делится на аудиторную, самостоятельную подготовку и учебно-контрольные формы оценки успеваемости.

1. Аудиторная работа включает: лекции, семинары, коллоквиумы.

а) Лекции читаются по потокам и заключаются в основном в изложении учебного материала по наиболее сложным темам. Ряд тем может быть передан на семинары и на самостоятельную работу. Лекции читаются и по спорным проблемам, и должны иметь преимущественно проблемный характер, с изложением различных учений, точек зрения.

Лекционный курс дает возможность познакомиться с юридической и политической, традиционной и новой юридической терминологией, используемой в современной науке и практике, ознакомиться с правовыми памятниками различных цивилизаций, эпох, стран и народов.

Лекции читаются по Рабочей программе курса, по всей программе одним лектором или разделам несколькими ведущими лекторами кафедры. Лекции могут даваться «под запись», подробно освещать наиболее сложные темы в свободном изложении, но с широким использованием понятий и терминов государственно-правовой науки, разъяснить наиболее трудные проблемы курса. Студенты обязаны внимательно слушать лекции и вести их конспекты, которые могут проверяться преподавателями кафедры. Записи очень индивидуальны, однако, они могут быть нескольких родов: фиксирование наиболее важных положений лекции, свободное изложение материала лекции. Ни в коем случае не нужно стремиться записать все, это невозможно. Полезно использовать общепринятые и индивидуальные сокращения терминов и слов, но чтобы текст оставался понятным, по свежим следам нужно обработать его, восполнить пропущенное, исправить неточности, записать дополнительные интересные и необходимые сведения, обязательны поля.

б) Семинары в учебном процессе, как правило, следует за лекциями, обладая обучающей функцией, они имеют целью обобщить и углубить знания слушателей, полученные на лекции и в самостоятельной работе. На семинары выносятся самые важные темы курса, проблемные, спорные, чтобы творчески осмыслить изучаемый материал.

Они проводятся по специальной тематике, по программе курса.

По теме семинара студент должен изучить соответствующие разделы учебника, памятники права и дополнительно рекомендованную литературу. Семинары могут проводиться в виде фронтального опроса слушателей по плану, в виде дискуссий и «круглого стола» по главным проблемам темы, в виде докладов и сообщений слушателей с последующим их обсуждением. К обсуждению докладов должны готовиться все студенты группы. Рекомендуется иметь планы ответов и конспекты по учебникам и памятникам права в соответствии с вопросами плана дискуссии. Одной из важных целей семинара является умение оформить мысль, приобрести навыки публичного выступления, точно аргументировать и уверенно защищать свои позиции, освоить искусство дискуссии, юридически правильно излагать материал устно. Важнейшим назначением семинара является самостоятельное изучение памятников права, их сущности, формы, структуры, содержания, приобретение опыта изучения незнакомой или знакомой юридической техники, отражающей объективное состояние общества и юридической науки о нем. Коллективное обсуждение вопросов философии права позволяет уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив.

Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется текущий, рубежный и итоговый контроль за успеваемостью студентов проверяются конспекты лекций, источников права, в т.ч. для учета успеваемости.

в) Коллоквиумы - самая сложная для студентов и преподавателей форма аудиторной работы. Она проводится по узловым темам курса или по комплексу однородных проблем. Форма проведения коллоквиума может быть различной. Во фронтальном опросе за четыре часа коллоквиума можно опросить всех студентов группы. При докладной системе можно заслушать специально подготовленные доклады, обладающие научным потенциалом, анализом и осмыслением проблем с последующим их обсуждением. Оценки по коллоквиуму имеют большое значение при текущем рубежном и итоговом контроле.

2. Учебно-контрольная работа

а) Контрольные работы могут проводиться по отдельным вопросам темы, раздела, могут проводиться аудиторно и внеаудиторно, в виде домашнего задания. Объектом контрольного изложения могут быть вопросы «Философии права» прежде всего на базе изучения источников права. В контрольном задании могут быть один или несколько вопросов по одной или нескольким темам или даже разделам. Оценка может быть общей по всем вопросам или оценки выставляются по каждому вопросу отдельно. Часто студент затрудняется с устным ответом, но лучше отвечает письменно, что помогает объективнее оценить его знания и умения. Контрольную работу можно проводить на любом семинаре, охватывая ими часть слушателей, или пассивных, или двоечников, нарушителей дисциплины, пропустивших занятия, без относительно по уважительной или неуважительной причине.

б) Рубежный контроль проводится 1-2 раза в семестр, его итоги подводятся в группе, на курсе, на кафедре. Он осуществляется по разработанному на кафедре вопроснику к контрольным заданиям, письменно или устно в середине курса или семестра, предварительно перед зачетами или экзаменам. Рубежный контроль учитывает количество и качество оценок по устным и письменным ответам в течение семестра, а сами оценки рубежного контроля учитываются в итоговых оценках за семестр или учебный год за весь курс.

Экзамены по философии права несут в основном итоговую контролирующе-оценочную функцию. Они проводятся по билетам в соответствии с программой курса, с учетом текущей успеваемости, зачетов, рубежного контроля, проставляются в зачетной книжке и могут оказать влияние на оценку государственного экзамена.

3. Самостоятельная работа

а) Работа с учебной литературой. Студент обязан изучать литературу. Однако, на основе всего изученного материала студенты должны выработать и свое собственное видение изучаемой проблемы. Общая учебная литература и хрестоматия указаны отдельным списком, дополнительная литература дается к каждому занятию, кроме того, студент может использовать любую другую литературу.

б) Работа с источниками права должна вестись в курсе вышеуказанных рекомендаций, однако, студент обязан, как будущий юрист-практик, прежде всего, работать с документами, памятниками права, изучить, понять и усвоить их содержание, задачи, роль и значение, набираться опыта работы с документами, самостоятельности в их разработке и оценке.

в) Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но под руководством научного руководителя. Студент работает над курсовыми работами и рефератами, несущими учебную и научную нагрузку. Тематику их определяет кафедра, но студент совместно с преподавателем могут выбрать и оригинальную тему. Главное, чтобы она была юридической. Научную работу лучше всего начинать с небольших сообщений на семинарах по «Философии права». Затем она оформляется в соответствующую письменную работу - курсовую, реферат, возможно и научную работу, которая сдается на кафедру, где она регистрируется, передается закрепленному за группой преподавателю на проверку, а после проверки и учета замечаний рецензента - представляется на защиту. На защите студент должен изложить содержание своей работы и ответить на вопросы членов комиссии (См. метод, указ, к курсовой работе).

г) Доклады, рефераты. Это письменная работа, оформляется согласно требованиям предъявленным к письменной работе. Темы указываются в рабочей программе.

Основные требования:

1. Выбор темы.

Тему реферата студент выбирает самостоятельно, основываясь на специально разработанную «Тематику рефератов по философии права. Рефераты, представленные не из данной тематики не принимаются.

2. Работа над рефератом.

Работу над рефератом нужно начинать с подборки и изучения монографической литературы, статей в философских юридических журналах и других источников по избранной теме. Количество источников должно варьироваться от 20 до 30.

Составив план работы, студент должен комплексно изучить каждый вопрос и систематически изложить его в тексте реферата. Ценность работы повышается, если студент использовал возможно более широкий круг литературы по данной теме и умело систематизировал собранный материал.

3. Требования к оформлению.

Объём реферата должен быть примерно 28-30 страниц печатного текста, который набирается на компьютере через 1,5 интервала 14-м шрифтом.

Титульный лист оформляется в соответствии с представленным образцом.

На второй странице после титульного листа располагается «план» работы или «содержание». В него должны входить введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованной литературы

Реферат следует оформлять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента Текст реферата должен быть разделен на подзаголовки, выделяемые в соответствии с вопросами плана.

Приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные необходимо сопровождать примечаниями - ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, места, года издания, тома, страницы. Ссылки должны располагаться на соответствующем листе реферата.

4. Сроки представления.

Реферат нужно представить своевременно. Последний срок приема - за месяц до начала экзамена (обычно - 1 октября и 1 апреля учебн. года).

Рефераты следует сдавать на кафедру Теории и истории государства и права, где производится запись об их сдаче, после чего реферат передается на проверку ведущему профессору, который оценивает работу, о чем производится запись в соответствующем журнале. Рефераты соответствующие требованиям допускаются к заслушиванию и обсуждению на семинарских занятиях по «Философии права». Лучшие рефераты рекомендуются для представления на конкурс письменных студенческих работ.

РАСЧЕТ ЧАСОВ

Тема семинарского занятия с/з с/лаб курс. раб
Р. I. Предмет и задачи философии права      
1. Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления      
Р. II. Методология философии права      
1. Методология философии права      
Р. III. Исторические типы философии права      
1. Философско-правовая мысль Древнего Востока      
2. Философия права Античности и Средневековья      
3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях      
4. Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII – середины XIX столетия      
5. Философско-правовая мысль в России      
6. Философия права XX столетия      
Р. IV. Основные проблемы философии права      
1. Правовая онтология: природа и структура права      
2. Правовая антропология. Гуманистическая природа права      
3. Правовая аксиология: ценностные основы права      
4. Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права      
5. Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе      
  Всего:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: