Тема: Философия сознания

План семинара

1. Философский анализ сознания. Структура сознания.

2. Сознание и язык.

3. Сознание и бессознательное.

4. Общественное сознание и его структура: уровни и формы. Общественное и индивидуальное сознание.

В первом вопросе плана следует обратить внимание на то, что каждая эпоха

имела свои представления о том, что такое сознание. То, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками. Античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

Далее необходимо отметить, что сознание как высшая форма психического отражения действительности структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из различных взаимосвязанных между собой элементов. В структуре сознания прежде всего выделяются: предметное сознание (сознание, направленное на внешний мир); самосознание (сознание, направленное внутрь самого себя) и переживание (определенное к переживаемому).

Сознание включает также чувства, эмоции, память, волю. Под сознанием понимают особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

При подготовке второго вопроса плана, следует обратить внимание на то, что сознание и язык в своем существовании предполагают друг друга, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, язык является продуктом деятельности мысли, сознания; с другой – сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Язык представляет собой знаковую систему, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира, хранят и передают накопленные знания. Язык можно разделить на три вида: 1) естественный, 2) искусственный, 3) художественно-образный.

При ответе на третий вопрос плана важно уяснить, что сознание охватывает не только сознательное, но и бессознательное. При этом следует отметить, что существует два вида неосознанных действий. К первому виду относятся ранее осознававшиеся действия, а ко второму – не осознававшиеся никогда.

Важный вклад в изучение сферы бессознательного внес австрийский психолог З. Фрейд. Согласно Фрейду, структура личности сводится к следующим элементам: «Оно» - сфера бессознательного, средоточение влечений, желаний, инстинктов человека; «Я» - сознание человека; «Сверх - Я» - совокупность норм и правил поведения, диктуемые культурой. «Сверх – Я» ограничивает свободу человеческих инстинктов. «Я» находится под давлением «Оно» и «Сверх - Я» в результате чего оказывается заложником сил, не подчиняющихся сознанию «Я». Задача человека – найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами.

Иную трактовку бессознательного предложил К. Маркс. Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от родства бессознательного в одиночку: необходимо освобождение всего общества.

Как и Фрейд, Маркс считал, что бессознательное – причина и основа человеческого духовного родства. Однако если Фрейд – врач сводил рабство к душевным заболеваниям, то Маркс видел в нем истоки социальной несвободы.

Маркс стремился освободить сознание людей от диктата бессознательного путем устранения тех сознательных социальных и экономических сил, которые формируют не видимым и тайным для людей способом их мысли и переживания. А для этого, считал он, необходимо изменить общество.

При подготовке ответа на четвертый вопрос плана следует исходить из того, что сознание всегда индивидуально-личностно и уникально. Однако в нем всегда присутствует содержание, которое является общим для всех людей или людей определенного общества. Такое сознание называют общественным.

Общественное сознание – необходимое условие функционирования общества в целом. Социальная система может стабильно функционировать, лишь постоянно воспроизводя в массовом масштабе адекватное ей содержание общественного сознания.

Общественное сознание имеет конкретно-исторический характер. Общественное сознание представляет собой сложное духовное образование. В его структуре можно выделить следующие элементы: обыденное и научно-теоретическое сознание; Общественную психологию и идеологию. Кроме того, общественное сознание включает в себя следующие подвиды сознания: экономическое; экологическое; политическое; правовое; нравственное; эстетическое; религиозное.

Общественное сознание тесно взаимосвязано с индивидуальным сознанием. Эта взаимосвязь выражается в следующем:

1. Индивидуальное сознание формируется на основе общественного.

2. Изменения в содержании общественного сознания происходят благодаря творческой активности сознания индивидуального.

Список рекомендуемой литературы

1. Мамардашвили М.К. Сознание как философская категория / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. – М.: Наука, 1990. - №10.

2. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.1. – М., 1990.

3. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М., 1972.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1996.

6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

7. Чагин Б.А. Структура и закономерность общественного сознания / Б.А. Чагин. – Л., 1982.

8. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг. – СПб, 1997.

9. Язык и культура / Сборник обзоров ИНИОН РАН (Теория и история языкознания). – М., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем трудность решения проблемы сознания?

2. Покажите, как связано средневековое понимание сознания с теоцентристским мировоззрением.

3. Что такое язык и какова его роль в возникновении и развитии сознания?

4. Каково содержание общественного сознания?

5. В чем выражается взаимосвязь общественного и индивидуального сознания?

6. Покажите, в чем сходство и отличие фрейдовского учения о бессознательном от марксова?

Темы рефератов

1. Природные социальные предпосылки возникновения сознания.

2. Сознание и творчество.

3. Сознание и самосознание в структуре личности.

4. Проблема моделирования мышления.

5. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.

6. Диалектик общественного и индивидуального сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: