Семинар № 1
Тема: Методы естественнонаучного познания
Цель: ознакомиться с основными методами научного познания, сформировать понятия научный эксперимент, научный критерий, показать эффективность использования математики в естествознании, научиться обрабатывать данные эксперимента.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие существуют уровни научного познания?
2. Как соотносят эмпирический и теоретический уровни познания?
3. Что такое научный метод, научный факт?
4. Чем отличаются научные революции от научно-технических?
5. Чем отличаются наблюдение, эксперимент, моделирование?
6. Из каких этапов состоит эксперимент? Какие операции включает в себя обработка экспериментальных результатов?
РАБОТА 1. Проведение эксперимента «Исследование роста растений».
Цель: исследовать динамику роста проростков растения.
Оборудование: семена пшеницы или ячменя, горшочек с землей, линейка.
Зерновки пшеницы или ячменя замачивают на 1 – 2 дня до начала проклевывания. Проклюнувшиеся семена в количестве 3 – 5 штук посадить в горшочек с почвой на глубину 0,3 – 0,5 см. После появления всходов ежедневно измерять их высоту с помощью линейки. Измерение проводится в течении 5 дней. Данные измерений заносятся в таблицу, строится график кривой роста всех проростков, делается вывод.
№ проростка | Величина проростков по дням, см | ||||
Семинар № 2
Вопросы для обсуждения:
1. Что изучает математика? Изобразите схему структуры современной математики. Каков научный критерий математики?
2. Почему нельзя полностью математизировать все отрасли естествознания?
РАБОТА 1. Исследование функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы
Студенты работают в парах. Многократно подсчитывается пульс (если есть возможность, то измеряется и артериальное давление) до получения стабильного результата в положении стоя и в положении сидя. Затем проводят те же измерения сразу после изменения положения тела и по истечении 1,3,5 и 10 минут. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.
Обработка результатов и выводы
По результатам исследования постройте графики зависимости об изменении частоты пульса (и давлении) во времени. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы кровообращения. Обычно частота пульса достигает первоначального значения (замеренного в положения стоя и до проведения пробы) через 2 минуты. Хорошей переносимостью пробы считается учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной — на 12-18 ударов, неудовлетворительной — на 19 ударов и более.
РАБОТА 2. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Марина
Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в состоянии покоя. Затем обследуемый выполняет 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течение 30 с. Непосредственно после нагрузки и вплоть до полного восстановления измеряют частоту пульса.