Графический организатор материала

Рис. 1. Процессы, взаимосвязанные с процессом психического развития человека

Рис. 2. Типы норм психического развития в современной психологии

Лекции 3–4. Закономерности, условия и движущие силы
психического развития в интерпретации зарубежных психологов

Содержание

1. Проблема роли среды и наследственности в различных психологических теориях.

2. Биогенетические теории развития, сущность закона рекапитуляции в психологии.

3. Проблема развития и его движущих сил в бихевиоризме и необихевиоризме: развитие как научение.

4. Теории конвергенции или двухфакторные концепции психического развития.

5. Сущность персонологических концепций развития.

6. Три фактора психического развития (среда, наследственность и активность субъекта) и их оценка в теориях саморазвития психики.

В зарубежной психологии не существует единого подхода к пониманию сущности и природы психического развития, хотя уже начиная с первой трети XX столетия предпринимались попытки построения теорий, или объяснительных концепций развития. Все существующие теории развития можно условно разделить на четыре основных теоретических группы, в каждой из которых по-разному трактуется роль среды и наследственности или различно решается вопрос об условиях и движущих силах психического развития:

 биологизаторское (биогенетическое) направление;

 социологизаторское (социогенетическое) направление;

 позиция конвергенции, или двухфакторности;

 теории саморазвития, или выявления внутренних движущих сил развития.

Первая попытка построения теории психического развития является биологизаторской и, по всеобщему признанию, принадлежит американскому психологу Ст. Холлу, основоположнику биогенетического закона, или закона рекапитуляции, согласно которому онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза, или истории возникновения основных психических структур в истории человечества.

Сам закон рекапитуляции недолго господствовал в возрастной психологии и был подвергнут критике и со стороны сторонников этого же направления (Дж. Болдуин), и со стороны исследователей, стоявших на других теоретических позициях (В. Штерн, Э. Клапаред, Л. С. Выготский), подчеркнувших необходимость изучения проблемы связи исторического и индивидуального в развитии, выявления роли среды в преобразовании психики. Закон повторяемости форм развития, или внешнего сходства сущностно различных психических проявлений, заменил собой закон рекапитуляции.

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе, по сути, продолжал биогенетические исследования и выявлял удельный вес различных факторов, отдавая безусловное первенство факторам биологическим (генетическим, наследственным, врожденным, зрелости организма и его систем). Биологическое созревание трактовалось как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Примерами дальнейших поисков на этом пути можно считать теорию трех ступеней К. Бюлера, нормативный подход к развитию психики ребенка, в рамках которого был сформулирован закон затухания темпа психического развития (А. Гезелл, А. Бине, Л. Термен). Суть закона сводилась к установлению зависимости темпов позитивных преобразований в психике от возраста ребенка: чем младше ребенок, тем выше скорость его развития.

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в качестве основного детерминанта, или движущей силы, рассматривается в рамках социологизаторского направления, наиболее яркими представителями которого можно считать бихевиористов (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер) и необихевиористов, сторонников теории социального научения, или научения путем социального примера и подражания (А. Бандура). Для них характерно понимание процесса развития как адаптации или приспособления организма и психики к окружающей среде. В бихевиористических исследованиях были сформулированы законы научения, которые и трактовались как законы развития: закон эффекта, закон готовности, закон упражнений.

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии как научная альтернатива биологизаторским и социологизаторским теориям впервые была предложена В. Штерном. Психическое развитие трактовалось как функция двух переменных: Х – наследственности и У – среды. Близнецовый метод значительно продвинул психологов в таком решении вопроса о роли наследственности и среды в развитии человека.

Специфическим образом проблема движущих сил психического развития ребенка рассматривалась в психоанализе (З. Фрейд) и неофрейдизме (Э. Эриксон и А. Адлер), которые, безусловно, можно трактовать как двухфакторные теории, но еще точнее – как персоналистические. Стадии психосексуального развития ребенка, выделенные З. Фрейдом (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная), стадии психосоциального развития в эпигенетической теории Э. Эриксона (8 стадий эго-идентификации) и учение А. Адлера о компенсации как главном способе преодоления чувства несовершенства значительно обогатили психологическую науку и позволили теоретически интерпретировать ряд сложных фактов детского поведения.

Наряду с этими подходами в зарубежной психологии развивались теории, анализирующие внутренние детерминанты развития, рассматривающие собственную активность как движущую силу психических изменений (А. Валлон, Дж. Брунер, К. Левин). К этой группе теорий можно отнести конструктивистский подход к пониманию психического развития ребенка, выразившийся в концепции интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Швейцарский ученый Ж. Пиаже считал собственную активность ребенка по исследованию им окружающего мира основным условием, позволяющим конструировать представления и понятия. Он не только выделил и охарактеризовал основные стадии развития мышления ребенка, но и предложил новый метод исследования – клиническую беседу, позволяющую изучать содержание и формы детской мысли.

В рамках гуманистической психологии (К. Роджерс) были сформулированы идеи самоактуализации и личностного роста, которые являются базовыми процессами психического развития как саморазвития и в которых человек рассматривается как активный субъект, несущий ответственность за процесс своего развития.

Таким образом, в зарубежных теориях психического развития рассматривались основные факторы развития сознания, поведения и отношений ребенка. Факторы – это ведущие детерминанты развития. Основными из них считаются наследственность, среда и активность. Отдавая приоритет одному из факторов, исследователи тем самым относят другие к дополнительным условиям развития. Биогенетики полагают основным фактором психического развития наследственность, социогенетики – среду, сторонники двухфакторных теорий признают роль и того, и другого фактора при некотором приоритете наследственности, а представители теорий саморазвития полагают активность в качестве основной детерминанты психического развития.

При этом под наследственностью понимается свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуальных способов восприятия, понимания, переживания мира, индивидуального поведения и развития. Средой называют окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, оказывающие воздействие на поведение и сознание. Активность – это деятельное состояние организма и личности, позволяющее, с одной стороны, преодолевать негативные воздействия среды или ограничивающие возможности наследственности, а с другой – максимально развивать наследственность и максимально использовать средовые возможности для собственного развития. Активность проявляется в поисковой, исследовательской, интеллектуальной, коммуникативной активации, в произвольных психических актах, в преднамеренных действиях, в сложных видах игровой, учебной и трудовой деятельности, в актах свободного самоопределения и самовыражения. В теориях саморазвития психики активность рассматривается как системообразующий фактор взаимодействия среды и наследственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: