Моделирование в процессе решения задач

В процессе развития мышление дошкольника переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в последст­вии – к словесно-логическому. Применение наглядности на лю­бом уровне мышления помогает детям в восприятии и осмысле­нии задачи, в поиске решения и формулировке ответа. Нагляд­ность может быть непосредственно демонстрирующая задачу-применение конкретных предметов, о которых говорится в за­даче (моделирование ситуации). Реальные предметы можно за­менить моделями, рисунками, схемами, знаками. Моделирова­ние задачи развивает образное мышление и учит логически рас­суждать.

Модели можно разделить на схематизированные:

- вещественные (обеспечивающие физическое действие с предметом);

- графические (рисунки, условные рисунки, чертежи, схемы);

и на знаковые:

- краткая запись (на естественном языке),

- запись при помощи математических знаков (3 + 4).

Применение вещественных моделей дает возможность ос­мыслить задачу и решить ее практическим способом. Графиче­ские модели можно использовать для правильного выбора дей­ствия и формирования общего умения решать задачи.

Рассмотрим примеры использования графических моделей (рис. 69):

Чертеж требует введения масштаба и умения пользоваться ин­струментами.

Знаковые модели так же можно использовать в работе с до­школьниками, особенно при со­ставлении задач.

Пример: 1) «Составь задачу по таблице» (рис. 70).

2) «Составь задачу по выраже­нию 3 + 2».

Все рассмотренные модели являются вспомогательными, и только математическая модель 3 + 2 является решающей моделью.

Решение задач является одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуется умение проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выделять главное, отбрасывать не­существенное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: