И чем более я размышляю,
тем более две вещи наполняют душу мою
всё новым удивлением и нарастающим благоговением:
звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.
Кант (1724—1804) видел цель своей жизни в поисках ответа на вопрос, что должен делать человек, чтобы занять предназначенное ему место в мире, каким надо быть, чтобы быть человеком.
С точки зрения Канта каждый человек знает, в чем состоит его долг, как он должен себя вести. Присущее человеку чувство долга выражается в виде совокупности фиксированных нравственных норм, которым и должно подчинять свое поведение. Жизнь человека, по мнению Канта, протекает в борьбе с эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга.
Поведение человека может быть безнравственным (попирающим нравственные нормы), нравственным (соответствующим этим нормам, но мотивированным чем-то, лежащим за пределами нравственной сферы: страхом перед божественным наказанием или общественным осуждением, стремлением испытать чувство удовольствия от одобрения совершенного поступка) и, наконец, моральным (соответствующим нравственным нормам и мотивированным только уважением к ним). Факт морального поведения — поведения, осуществляемого вопреки естественным склонностям, из одного только уважения к долгу, — говорит о том, что человек практически свободен, то есть в своем поведении независим от чувственного начала в себе, от внешнего принуждения. Таковым человек выступает как носитель всеобщего разума, как субъект доброй воли. Всеобщий разум и является законодателем морального поведения. Закон последнего, общий для всех разумных существ, названный Кантом категорическим (безусловным) императивом (требованием), гласит: поступай так, чтобы максима (требование) твоей воли, могла стать основой всеобщего законодательства (т. е. источником нравственных общезначимых норм).
|
|
Поскольку человек разумное существо, он может подчинить свою жизнь категорическому императиву, но поскольку он имеет и чувственную природу, проявляющую себя как стремление к счастью, он требует вознаграждения за моральное поведение, гарантий на его получение.
Безусловное уважение к проявлениям свободы другого является требованием, превышающим возможности человека. Необходим институт, принуждающий к уважению свободы друг друга, ограничивающий, но не уничтожающий свободу каждого из индивидов, живущих сообществом. Таким институтом является правовое государство, для наиболее полного воплощения в жизнь идеи которого необходим вечный мир между народами. Человек должен быть законопослушным гражданином, отстаивающим ненасильственными методами идею правового государства и международный мир. Личная же добродетель заключается в действиях, приносящих счастье другим, и в постоянном моральном совершенствовании.
|
|
На основе исследования того круга вопросов, которые входят, как считал Кант, в сферу интересов прагматической антропологии, т. е. являются мировоззренческими, он приходит к выводу, что естественный ход человеческой истории ведет к становлению правовых государств отдельных народов, вступающих в союз, обеспечивающий вечный мир. Развитие же цивилизации, т. е. наук, искусств, метафизики, если не прямо, то косвенно способствует развитию и распространению морального образа мыслей. Поэтому человек может надеяться, что требования практического разума не противоречат естественному порядку вещей, что должное реализуется в сущем, хотя никогда не воплотится в нем полностью.