Тема 13. Специфика научного познания

Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки.

Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания.

Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.

Тема 14. Бытие и проблемы существования в философии (онтология).

Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия.

Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени.

Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.

Тема 15. Природа как объект философского анализа

Учение о природе в истории философской мысли.

Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера.

Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

Природа и техника. Исторические этапы технизации природы.

Тема 16. Общество: основы философского анализа.

Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.

Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления.

Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.

Тема 17. Философия и образы будущего. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Современное постиндустриальное общество: понятие и характерные черты. Место человека в информационном обществе. Соотношение «природы человека» и современного техногенного мира. Критика «массового общества» и «массовой» культуры в современной философии. Многомерность человеческого бытия и ценности современного общества. «Экономический человек» и проблема отчуждения. Современная социокультурная ситуация, ее тенденции.

Глобализация как базовая тенденция современности. Понятие глобальности. Глобальные проблемы. Единство автономизации и интеграции в человеческой деятельности. Становление нового гуманизма.

Понятие взаимодействия культур и его роль в современном мире. Структура межкультурного диалога. Отказ от культуроцентризма. «Культурный горизонт». Культурные «очки». Культурный шок. "Россиянин" в России и за ее пределами. Цивилизационный синтез и культурный плюрализм. «Единая Европа» как социокультурная парадигма. Россия и мир.

Человечество как единый субъект исторического развития. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Социальная экстраполяция.

Проблема поиска новых ценностей и будущее философии в XXI веке.

I. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА.

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества. (1 ч)

Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).

Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории.

Место и роль философии в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: