Культура – система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей. В европейских культурных традициях начиная с античности приоритет, отдается духовным ценностям. Истинно богатым человеком является человек, не владеющий вещью, а владеющий знанием о том, как эту вещь можно воссоздать. Ценность знаний и духовных практик – это одна из отличительных особенностей европейского культурного пространства. И поэтому особое значение в жизни европейской цивилизации (а затем всей техногенной цивилизации) отводится духовной жизни общества.
Дух — термин, означающий нематериальное начало.
Существуют различные трактовки духовного:
ü отождествление его с разумом, мышлением, знанием, а также с идеальной субстанцией, источником и основанием, законом и рационально организованной структурой мироздания.
|
|
ü Аксиологический ракурс: надприродная божественная сущность, противостоящая всему тварному, материальному, телесному, что наделяло понятие духовного абсолютно положительными квалификациями. Оно неизменно ассоциировалось с религиозными ценностями, моральными императивами, творческими достижениями литературы и искусства, возвышающими человека над будничностью повседневного существования, тяготами материальной жизни.
ü В современной философии духовность понимается как особая способность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. Она связана с потребностью человека в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения жизни других людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов.
ü В марксистской философии появился термин «духовное производство», под которым понимают сложившуюся в определенном обществе систему производства, воспроизводства и распространения знаний, духовно-нравственных и художественных ценностей, а также процесс формирования общественного сознания, воспитания и образования личности. Результатом духовного производства выступают различные формы общественного сознания — наука, философия, религия, мораль, искусство, а также право и политика.
2. Мораль и нравственность как формы культуры.
Мораль – это система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и общение людей. Она обеспечивает корреляцию интересов индивида и общества.
|
|
Выделяют несколько основных версий происхождения морали: естественноисторическую, религиозную, априорно-ценностную. Характерными чертами морали является ее всепроникающий и всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность. Кроме того, мораль является сферой свободного выбора человека, сферой его самоопределения.
В отличие от обычаев и традиций они имеют общечеловеческое содержание, являются универсальными.
В структуру морали входят моральные нормы (“не убий”, “ не прелюбодействуй”), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных ситуациях. В качестве элементов морали выступают моральные ценности (добро и зло, любовь, честность). Моральные принципы (коллективизм, индивидуализм), механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть). Структура морали и ее содержание исторически меняются.
Мораль – саморегулирующаяся система культурных программ. В условиях социального, экономического, политического кризиса усиливается морально-нравственная рефлексия. Она направляется на сохранение фундамента культуры – единства общества и личности. Социальные функции морали – оценочная, императивная, познавательная, воспитательная, прогностическая, коммуникативная.
3. Мир искусства и специфика эстетического отношения человека к действительности.
Искусство принадлежит к числу древнейших форм освоения действительности. Основу его составляет эстетическое отношение человека к миру. Это отношение выражено в таких категориях и оценках, как “ красивое”, “возвышенное”, “ трагическое”, “ безобразное”, уродливое”, “гармоничное”, и др.
Первоначально эстетическое отношение имело адаптационно-приспособительный и утилитарно-прикладной характер. По мере исторического, социального, культурного развития эстетическое отношение человека к миру оформляется в такой социальный феномен, как искусство. В искусстве эстетическое обособляется от других социальных отношений.
Искусство, как термин, имеет два значения: в широком смысле искусство – высший уровень мастерства, умения; в узком – это творческая деятельность, которая ориентирована на создание художественных произведений.
Искусство, как сфера культуры, выполняет задачу культурного самоопределения личности, социальных общностей; транслирует художественный опыт поколений, воспроизводит организацию эстетического отношения человека к миру.