Обыденное:
Цель: утилитарные, практические, прагматические. Главное – получение полезного знания.
Организация: рассыпчатость, рецептурный характер, бессистемность.
Способы и приемы получения знания не отрефлексированы.
Язык: естественный.
Научное:
Цель: не утилитарная, мир интересен сам по себе
Организация: жесткая системная организация, формализованное действие, возникает возможность предвидения.
Отрефлексированная деятельность, способы и приемы четко выявлены, критически проанализированы.
Язык: искусственный.
Специфика: претендует на постижение только того, что дано нам в чувственном опыте и опыте экспериментальных видов деятельности. Наука имеет дело с естественными процессами.
Философское:
Цель: не утилитарная, размышления о возможных мирах, отдаленная от реалии
Системная организация, обращение к элементарным структурам психики.
Отрефлексированность действий, проблема метода. Критицизм. Ценится не только результат, но и то, как он получен.
Обращение к сверхчувственной реальности.
Средство познания: умозрение, интуиция, наряду с логическими рассуждениями.
Язык различный: литературный, политический, язык метафор, ассоциаций.
Религиозное:
! Духовно-практическая форма познания мира!
Цель: утилитарная, выработка неких регламентаций. В религии присутствует всегда долженствование, кодексы, задающие нормы человеческого поведения, коммуникации.
Обращена к сверхчувственной реальности
Нет рефлексии, нет критицизма, догматическое представление о мире. Обращена к нерациональным структурам психики – к вере.
Знание: не систематизировано, нацелено на формирование убеждений.
Нацеленность на абсолют, поддержание связи с абсолютом.
Язык: своеобразный. Играет большую роль в представлении.
Образно-художественное:
Выражено в мире искусства
Интерес: не утилитарный, осваивается мир, поскольку он вообще прекрасен. Искусство ради искусства.
Выражает переживания человека о своем присутствии в мире.
Апеллирует к нерациональным структурам психики.
Язык отталкивающийся от национального – литературный.
Методы не отрефлексированы.
В 20м веке – новое понимание искусства. И сосредотачивает в себе тайну бытия недоступную рациональному постижению.