Представителем материализма в немецкой классической философии является Людвиг Фейербах (1804-1872). Он родился в семье юриста. Хотел стать богословом. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал, но был уволен. С 1830 г. вел уединенную жизнь. В революции участия не принимал. В 1870 г. стал социал-демократом. Его главный труд — «Сущность христианства» (1841).
Фейербах подверг критике Гегеля за идеализм. По Фейербаху, не может быть объективного мышления, абсолютной идеи, не зависимой от человека. Реальный субъект разума — человек. Мыслит лишь человек. Он продукт природы. Науки, особенно физиология, вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в организме человека. Отсюда, человек и природа — единственный, универсальный, высший предмет философии. У Фейербаха философия превращается в антропологию.
Но почему же тогда существуют различные философские представления, религии, откуда они берутся? В общественном сознании Фейербах видит отражение сущности человека. Например, в религии он видит не страх и фантазии людей, а естественные стремления, надежды, идеалы человека. Религия обладает реальным содержанием, а не является просто иллюзией, бессмыслицей. Но религия не прирожденное свойство человека, иначе должен быть орган суеверия. Существование религии предполагает способность к абстрактному мышлению, к воображению, чего нет у животных. Религия — это вера в объективное существование сфантазированных свойств, связей в обществе. В образе Бога гипостазированы (гипостазировать — придать существование) разум, могущество, благо. Сущность религии — человеческое сердце. Человек верит, потому что хочет быть счастливым. Истинной сущностью религии Фейербах объявляет любовь. То есть любовь — религиозное чувство. Она же и сущность жизни, решающая сила общественного и нравственного прогресса.
|
|
Антропологически он объясняет и религиозные догматы. Земная жизнь не устраивает человека, поэтому он создает себе другой мир. Например, тайна Троицы — это тайна семейной жизни людей, божественный промысел — это мистифицированное сознание человека в своем отличии от животных.
Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность» у Фейербаха обозначают одно и то же. Природа вечна и бесконечна в пространстве. Пространство и время неотделимы от природы. Нет ничего потустороннего, природа не имеет двойного существования. У природы нет ни начала, ни конца, все во взаимодействии, все относительно, все есть и действие, и причина.
Диалектику Гегеля Фейербах не принял. В познании он сенсуалист. Он считает, что чувства не обманывают, благодаря им и возможно познание. Истинность проверяется чувственными данными, чувственное созерцание — критерий мышления. Он отрицает существование принципиально не воспринимаемых объектов.
|
|
Вопросы для повторения:
- Почему второй период развития философии Иммануила Канта (с 70-х гг.) называют критическим?
- По Канту принципиальная непознаваемость вещей самих по себе не запрещает существования достоверного знания. О чем это знание?
- Со времени Ф. Бэкона и Р. Декарта все были убеждены, что существует два достоверных способа пополнения знаний — индукция и дедукция. За что их критикует Кант?
- Если апостериорные синтетические суждения не дают достоверного знания, то все естествознание недостоверно? Разве не на опыте оно построено? Как отвечает на этот вопрос Кант?
- Если не индукция и не дедукция, то что же может быть в основании достоверного знания? Какими суждениями оно может быть выражено?
- Возможны ли априорные синтетические суждения, о которых говорит Кант?
- Дает ли, по Канту, приращение нового знания математика, которая вся, по нашему мнению, основана на дедукции?
- Как же может быть достоверным естествознание, если все выводы, в чем мы все уверены, делаются на основе опыта?
- Дает ли, по Канту, разум достоверное знание?
- Чем отличаются, по Канту, рассудок и разум?
- По Канту, есть вещи сами по себе и сеть явления — то чем нам они являются. А что представляет собой человек?
- Как же должен поступать человек, если разум ему дает противоречивые ответы?
- У категорического императива существует вторая формулировка. Какая?
- По Канту, нравственность существует, потому что люди не могут ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Почему не было бы нравственности, если бы люди могли доказать или опровергнуть существование Бога?
- Что больше всего удивляет и восхищает Канта?
- Объясните на примере радуги, где Я, где не-Я, где Я (тождественное самосознанию).
- Какую проблему, поставленную Кантом, решает Шеллинг, провозгласив тождество духа и природы?
- Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. Что это за противоположности?
- На второй ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, противоположности разделяются и находятся на различных телах, например электричество. Что это за противоположности?
- На третьей ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел, например химизм. Что он имеет в виду?
- Какую проблему решал Шеллинг в своем учении о развитии противоположностей?
- Какаю проблему решает Шеллинг, развивая учение об интеллектуальной интуиции?
- Деятельность Я, по Шеллингу, распадается на теоретическую и практическую сферы. Как он их понимает?
- Почему Шеллинг так превозносит художественную деятельность?
- Каким назвал свой метод Гегель?
- За что Гегель критиковал Канта?
- За что Гегель критиковал Фихте?
- За что Гегель критиковал Шеллинга?
- На какие положения Канта опирался Гегель?
- На какие положения Фихте опирался Гегель?
- На какие положения Шеллинга опирался Гегель?
- О каком древнегреческом философе говорил Гегель, утверждая, что в свою философию он взял бы у него все положения без исключения?
- Почему у Гегеля мир разумен («Все действительное разумно»)?
- Почему у Гегеля все разумное должно стать действительностью («Все разумное действительно»)?
- По Гегелю, мышление человека и абсолютная идея развиваются диалектически. Как это происходит?
- Что означает у Гегеля понятие «объективный дух»?
- Что понимает Гегель под «хитростью мирового разума»?
- За что Фейербах критиковал Гегеля?
- Почему философию Фейербаха называют антропологическим материализмом?