7. Система и правовое положение органов власти осуществляющих финансовую деятельность государства
Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуальная сторона правового явления — с материальной.
Система начинается тогда, когда она объединяет части (элементы), которые при взаимодействии образуют определенную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существовать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.
Финансовая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.
Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предметное) содержание. Каждый такой институт характеризуется правовыми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (например, бюджетная система) и политическими свойствами.
Эементы финансовой системы:
денежная система;
бюджетная система;
налоговая система;
банковская система;
система государственного и муниципального кредита (долга);
имущественное и личное страхование;
финансы хозяйствующих субъектов;
финансы населения.
Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо метода, способствующего нормальной работе финансовой системы государства, в частности, мобилизации денежных средств в соответствующие фонды государства или, напротив, законному и рациональному расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.
Денежная система
Денежная система представляет собой форму денежного обращения в данной стране и включает в себя следующие элементы:
официальную денежную единицу Российской Федерации
(рубль);
виды денежных знаков (банкнота и монета);
порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);
организацию денежного обращения в стране.
Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. Ст. 75 Конституции РФ уделяет денежному обращению особое внимание.
Бюджетная система
Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название «внебюджетные». Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.
Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Важную роль в бюджетной системе призваны играть государственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.
Налоговая системат
Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:
налоговая платежеспособность граждан;
система установленных законом налогов и сборов;
налоговая администрация;
применяемые государством методы налогообложения.
Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налоговой системы Российского государства. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.
К налоговой администрации относятся органы управления налогами, которые наделены властными полномочиями в сфере налогообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять налоговый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя налоговые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.
Система методов налогообложения охватывает две группы методов:
методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;
методы налогового администрирования, применяемые налоговой администрацией при взимании налогов и сборов.
Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:
создание условий для добровольного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;
налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов.
Банковская система
Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Федерации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке России, банковская система представлена двумя уровнями:
ЦБ РФ;
коммерческие банки, осуществляющие банковские операции, филиалы и представительства иностранных банков.
Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.
Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме «власть — подчинение», осуществляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов.