ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ»
(ГГХПИ)
Методические указания по освоению дисциплины
« Русский язык и культура речи»
для студентов заочной формы обучения
Общая трудоемкость – 3 (з.е.) или 108 час.
пос. Электроизолятор
2014 г.
Раздел 1. Общие положения
Цели дисциплины
Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является:
– повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста;
– совершенствование навыков правильной, нормативно выдержанной литературной и деловой письменной и устной речи;
– пробуждение интереса к русскому языку как национальному достоянию;
– формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку;
– повышение уровня общей культуры мышления и общения.
Задачи дисциплины
Изучение дисциплины _«Русский язык и культура речи» направлено на решение следующих задач:
– сформировать у обучаемых системный взгляд на язык как социальное явление;
– выработать умение грамотно строить языковое общение, различать и умело использовать стилистическое богатство русского языка;
|
|
– научить создавать, находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию учебного, научного и профессионального характера;
– сформировать умения самостоятельно создавать профессионально значимые речевые произведения (письменные, устные);
– научить логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
– сформировать системный взгляд на ценностные нормы, регулирующие речевое поведение обучаемых;
– содействовать воспитанию личной и социальной ответственности каждого студента за состояние речевой культуры того коллектива, где он живёт, учится и работает;
– воспитать готовность к межкультурной коммуникации.
Дисциплина русский язык и культура речи относится к профессиональному циклу.
Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина Русский язык и культура речи взаимосвязана с такими науками и курсами как лингвистика, стилистика, языкознание. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Все дисциплины специальностей, по которым ведется подготовка в институте, имеют интегративные связи с содержанием курса «Русский язык и культура речи». Дисциплина «Русский язык и культура речи» является компонентом системы гуманитарных дисциплин, что обусловливает её тесную связь с теоретическими курсами «Речевая коммуникация», «Культура и техника речи экскурсовода», «Риторика» в соответствии с учебными планами.
|
|
Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения
Студенты, завершившие изучение дисциплины Русский язык и культура речи, должны обладать следующими компетенциями:
–способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь-ОК-6;
–владением культурой мышления, способен к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения-ОК-1;
–осознанием значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности-ОК-11;
– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем – ОК-4;
– готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе- ОК-7;
– способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства-ОК-9;
–способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков-ОК-10.
– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчёт – (ПК-9);
– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии – (ПК- 12).
Изучив курс, студент должен знать:
– связь языка и истории, культуры русского и других народов;
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
–орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Должен уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Владеть навыками:
- создания текстов в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
– речевого общения, с соблюдением норм литературного языка
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
2 зачетные единицы, 108 часов, из них 12 часов аудиторных, лекционных 4, практических8
Структура дисциплины
|
|
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Виды учебной работы, час. | ||
лекции | Практические | Самостоятельная работа | ||
1. | Раздел 1. Язык- знаковая система. | |||
2. | Раздел 2. Современный русский язык и его формы. | |||
3. | Раздел 3. Нормы современного русского языка | |||
4. | Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры | |||
5. | 5. Основы ораторского искусства. | |||
Итого: |
3.2 Тематический план дисциплины.
№ п/п | Раздел (название) | Название темы, литература | Содержание (не более 2-3 строк) | Коды формируемых компетенций |
1. | Раздел 1.Язык – знаковая система. | 1.1.Происхождение современного языка. 1.2.Современный русский язык и его функции. 1.3.Речь и язык. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.] | Русский язык как система. Два типа знаков: естественные(знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты).Функции языка. | (ОК-11, ПК-12) |
2. | Раздел 2. Современный русский язык и его формы. | 2.1.Национальный язык и его высшая форма – литературный. 2.2.Диалекты, просторечие, жаргон. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.] | Современный национальный русский язык существует в нескольких формах. Ведущую роль играет литературный язык — образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошедший длительную обработку в текстах великих мастеров слова. Он существует в устной и письменной форме. За пределами литературного языка находятся диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, просторечие. | (ОК-6, ОК-1), (ПК-12) |
3. | Раздел 3. Нормы современного русского языка. | 3.1.Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Лексические нормы. 3.2.Морфологические и Синтаксические нормы. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.] | Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы). | (ОК-4, ОК-7) |
4. | . Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры | 4.1.Функциональные стили. Языковые особенности научной речи. 4.2.Книжные стили речи: публицистический, научный художественный, особенности официально-делового стиля. 4.3.Разговорный стиль. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.] | Все книжные стили, в отличие от разговорного, реализуются преимущественно в письменной форме, и это определяет их общие черты. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературных норм на всех языковых уровнях. Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). | (ОК-9,ОК-10) |
4. | . Раздел 4. Функциональные стили. Подстили речи, жанры | 4.1.Функциональные стили. Языковые особенности научной речи. 4.2.Книжные стили речи: публицистический, научный художественный, особенности официально-делового стиля. 4.3.Разговорный стиль. а)основная литература[6.1.1.; 6.1.2; 6.1.3]; б)дополнительная литература [6.2.1.; 6.2.2.; 6.7.1.] | Все книжные стили, в отличие от разговорного, реализуются преимущественно в письменной форме, и это определяет их общие черты. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературных норм на всех языковых уровнях. Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). |
Методические рекомендации по освоению дисциплины
|
|