Важнейшие очаги философской мысли

Укажем имена философов по месту их рождения и / или деятельности.

В историю они вошли вместе с названием родного им полиса или остро-

ва, или школы.

Последовательность появления основных очагов философии такова.

1. Сначала – колонии, основанные эллинами, полисы на ионийском

побережье полуострова Малая Азия, островах Эгейского моря. Милет

(старшие натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); остров

Сирос (Ферекид); остров Самос (Пифагор); Колофон (Ксенофан); Эфес

(Гераклит); Клазомены (Анаксагор).

2. Затем – греко-персидские войны (500–449 до н. э.) и установление

тираний приводят к миграции философов с востока Эллады в Великую

Грецию (юг Италии и Сицилия). Так, Пифагор – с острова Самос пере-

ехал в Сицилию, пифагорейцы жили в Кротоне и Метапонте; Ксено-

фан из Колофона (Малая Азия) переселился на юг Италии, бродил по

всем пределам Великой Греции и поселился в Элее, он повлиял на уче-

ния элеатов – Парменида, Зенона, а также на Гераклита; Эмпедокл –

младший натурфилософ жил в Агригенте; Горгий – софист, родом _____из

Леонтины.

3. С V в. до н.э. влиятельным центром до официального закры-

тия в VI в. н.э. (529 г.) «языческих философских школ» становятся Афи-

ны – Анаксагор – (младший натурфилософ, родом из Клазомен, Малая

Азия); софисты, Сократ Афинский; послесократические школы (мегари-

ки, киники, киренаики, элидо-эретрийцы); Платон Афинский, Аристо-

тель из Стагиры (Халкидики – на границе с Македонией). Во Фракии

(северо-восток Балканского полуострова) Абдеры – родина софиста

Протагора и атомиста Демокрита.

4. В период эллинизма философскую известность получают

Пергам (северо-запад Малой Азии), Рим, Александрия (дельта Нила),

остров Родос. Среди школ этого периода приобретают значение после-

аристотелевские школы, возникшие в Афинах (стоики, скептики, эпику-

рейцы), схолархи (учителя) которых вследствие гонений переселяются из

Афин в Пергам, Рим, Александрию, на остров Родос. Особого внимания

заслуживают неоплатоники.

С возникновением новых центров, прежние центры не всегда исчеза-

ли. Войны, насильственные акции и преследования отдельных философов

(Зенона в Элее; Анаксагора, Протагора, Сократа, Аристотеля в Афинах;

Платона в Сиракузах на острове Сицилия и т.д.), объединений и школ

(пифагорейцев на юге Италии около 500 г. до н.э.) – не упразднили фило-

софскую мысль, прерываясь, изменяясь и развиваясь, она продолжала

существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: