Укажем имена философов по месту их рождения и / или деятельности.
В историю они вошли вместе с названием родного им полиса или остро-
ва, или школы.
Последовательность появления основных очагов философии такова.
1. Сначала – колонии, основанные эллинами, полисы на ионийском
побережье полуострова Малая Азия, островах Эгейского моря. Милет
(старшие натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); остров
Сирос (Ферекид); остров Самос (Пифагор); Колофон (Ксенофан); Эфес
(Гераклит); Клазомены (Анаксагор).
2. Затем – греко-персидские войны (500–449 до н. э.) и установление
тираний приводят к миграции философов с востока Эллады в Великую
Грецию (юг Италии и Сицилия). Так, Пифагор – с острова Самос пере-
ехал в Сицилию, пифагорейцы жили в Кротоне и Метапонте; Ксено-
фан из Колофона (Малая Азия) переселился на юг Италии, бродил по
всем пределам Великой Греции и поселился в Элее, он повлиял на уче-
ния элеатов – Парменида, Зенона, а также на Гераклита; Эмпедокл –
младший натурфилософ жил в Агригенте; Горгий – софист, родом _____из
|
|
Леонтины.
3. С V в. до н.э. влиятельным центром до официального закры-
тия в VI в. н.э. (529 г.) «языческих философских школ» становятся Афи-
ны – Анаксагор – (младший натурфилософ, родом из Клазомен, Малая
Азия); софисты, Сократ Афинский; послесократические школы (мегари-
ки, киники, киренаики, элидо-эретрийцы); Платон Афинский, Аристо-
тель из Стагиры (Халкидики – на границе с Македонией). Во Фракии
(северо-восток Балканского полуострова) Абдеры – родина софиста
Протагора и атомиста Демокрита.
4. В период эллинизма философскую известность получают
Пергам (северо-запад Малой Азии), Рим, Александрия (дельта Нила),
остров Родос. Среди школ этого периода приобретают значение после-
аристотелевские школы, возникшие в Афинах (стоики, скептики, эпику-
рейцы), схолархи (учителя) которых вследствие гонений переселяются из
Афин в Пергам, Рим, Александрию, на остров Родос. Особого внимания
заслуживают неоплатоники.
С возникновением новых центров, прежние центры не всегда исчеза-
ли. Войны, насильственные акции и преследования отдельных философов
(Зенона в Элее; Анаксагора, Протагора, Сократа, Аристотеля в Афинах;
Платона в Сиракузах на острове Сицилия и т.д.), объединений и школ
(пифагорейцев на юге Италии около 500 г. до н.э.) – не упразднили фило-
софскую мысль, прерываясь, изменяясь и развиваясь, она продолжала
существовать.