Постановление афинского народного собрания об охране демократического строя. Андокид. «О мистериях»

Андокид (ок. 440-390 гг. до н. э.) - второй по порядку оратор в «Каноне 10 аттических ораторов». В речи «О мистериях» он цитирует три постановления афинского Народного собрания. Приводимое постановление об охране демократического строя принято вскоре после падения правитель­ства «Четырехсот» в 410 - 409 гг. до н. э.

Закон. Совет и народ решили... Если кто станет ниспровергать де­мократию в Афинах или станет исполнять какую-либо должность после нис­провержения демократии, то пусть он считается врагом афинян и пусть он будет убит безнаказанно, имущество его пусть будет конфисковано и деся­тая часть пусть будет выделена богине[50]. Тот, кто убьет такого преступ­ника, и тот, кто посоветует (это сделать), пусть останутся незапятнан­ными и чистыми. Всем афинянам поклясться на совершенных жертвах по фи­лам и по домам в том, что они убьют такого преступника. А клятва пусть будет такова: «Я убью и словом, и делом, и подачей голоса, и собствен­ной рукой как только смогу всякого, кто ниспровергнет демократию в Афи­нах, а также если кто после ниспровержения демократии станет затем ис­полнять какую-либо должность, а также если кто восстанет с целью сде­латься тираном или поможет утвердиться тирану. А если кто другой убьет, то я буду считать его незапятнанным и чистым перед богами и божествами как человека, который убил врага афинян, и я устрою распродажу имущест­ва убитого и отдам половину тому, кто убил, и не утаю от него ничего. А если кто погибнет, совершая убийство какого-нибудь из этих преступников или пытаясь совершить такое убийство, то я буду чтить своими благодея­ниями и его самого, и детей его точно так же, как Гармодия и Аристогитона и их потомков[51]. А все клятвы, которые были принесены в Афинах, в армии или где-нибудь в другом месте и которые были направлены против афинского народа, я отменяю и расторгаю».

Хрестоматия по истории Древней

Греции/ под ред. Д. П. Каллистова. - Л.,

1964. - С. 302- 303.

СПАРТАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Происхождение илотов

Греческий географ Страбон (64/63 г. до н. э.-23/24 г. н. э.) в своей «Географии» описывает не только природу - реки, моря, горы и т. д., но и дает сведения о народах, живущих в различных странах, и об их ис­тории.

VIII. Эфор[52] сообщает, что Гераклиды[53] – Еврисфен и Прокл, захватив Лаконику, разделили ее на шесть частей и заложили в этой области основы городской и государственной жизни... Все периэки[54] подчинялись спартанцам, но пользовались общими законами и принимали участие в госу­дарственных делах и учреждениях. Сын Еврисфена Агис[55] лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати. Все периэки подчинились этому приказу, гели же, во владении которых находился Голос (и называ­ются они илоты), подняли восстание; их захватили и обратили в рабов, правда, с некоторыми ограничениями: владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу.

Эта война была названа войной против илотов. Илотию установили Агис и его сподвижники, и просуществовала она вплоть до римского завоевания. Спартанцы имели в лице илотов род общественных рабов, отведя им поселения и определив повинности.

Хрестоматия по истории

Древней Греции/ под ред. Д.П.

Каллистова.- М., 1964. - С. 118.

Реформы Ликурга

Плутарх. «Ликург»

...Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с ней правом голоса при реше­нии важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к ти­рании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тира­нии.

Плутарх. Указ. соч. – Т. 1.

Криптии

Плутарх. «Ликург»

...Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправля­ли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообра­зительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым за­пасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов. Фукидид в «Пелопонесской войне» рассказывает, что спартанцы вы­брали отличившихся особою храбростью илотов и те, с венками на голове, словно готовясь получить свободу, посещали храм за храмом, но немного спустя все исчезли, - а было их более двух тысяч, - и ни тогда, ни впо­следствии никто не мог сказать, как они погибли. Аристотель особо оста­навливается на том, что эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну илотам, дабы узаконить убийство последних. И вообще спартанцы об­ращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать сме­хотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному челове­ку...

Плутарх. Указ. соч. – Т. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: