Цель преподавания логики состоит в формировании правовой и логической культуры мышления у студентов, являющейся необходимой основой успешной профессиональной деятельности юриста. Знание законов мышления способствует образованию зрелого гражданина, владеющего навыками самостоятельного оценивания и критического анализа правовой реальности. Опора на собственную интеллектуальную компетентность позволяет вскрывать технологии манипуляции, препятствующие достижению истинного знания.
Задачами логики являются:
– научить студентов правильно формулировать определения и последовательно осуществлять классификацию понятий;
– на основе понятийной четкости и системного анализа материала обоснованно артикулировать проблему, выдвигая ясный и непротиворечивый тезис;
– строить убедительные и непротиворечивые умозаключения по законам силлогизма, в согласии с требованиями научной аргументации;
– распознавать в речи оппонента как непреднамеренные ошибки, так и сознательные нарушения законов логики и софистические уловки.
|
|
Изучение логики ориентирует будущих юристов на поиск связей между логикой и философией, логикой и психологией, логикой и юриспруденцией, логикой и риторикой. Активное развитие такой новой дисциплины, как логика норм, свидетельствует об укреплении межпредметных связей и необходимости совместной работы логиков и юристов с целью совершенствования законодательства.
Логика выступает в роли базовой учебной дисциплины в системе гуманитарного и профессионального юридического образования, являясь пропедевтикой любой научной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Логика» студенты должны:
· знать фундаментальные законы формальной логики, правила логического деления и классификации понятий, отношения между суждениями в логическом квадрате, структуру и модусы простого категорического силлогизма;
· уметь осуществлять логические операции обращения, превращения и противопоставления суждений, выявлять несоблюдения логических законов, ложный тезис или подмену тезиса, выстраивать четкую и убедительную аргументацию;
· владеть культурой мышления и искусством логического анализа, избегая ошибочных выводов в собственной речи и вскрывая паралогизмы и софизмы в речи собеседника.
Курс логики направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
– способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;
– способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Наименование темы |
1. | Логика как наука: предмет, значение, история развития |
2. | Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями |
3. | Суждение. Классификация простых категорических суждений. Логический квадрат. Распределенность термина. Операции обращения и превращения |
4. | Сложные суждения. Законы формальной логики |
5. | Умозаключение. Виды умозаключений. Простой категорический силлогизм |
6. | Силлогизмы со сложными суждениями. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы. Энтимема, эпихейрема, сорит |
7. | Доказательство и опровержение. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА