«3.032. Изображать в языке нечто «противоречащее логике» столь же невозможно, как и изображать в пространственных координатах фигуру, противоречащую законам пространства, или же указывать координаты несуществующей точки. <…>
4.023. Предложение может определять действительность настолько, что для приведения его в соответствие с ней требуется лишь сказать «да» или «нет», и ничего больше…
Предложение конструирует мир с помощью логического каркаса, и поэтому в предложении, если оно истинно, действительно можно усмотреть все логические черты реальности. <…>
5.451. Если в логике имеются исходные понятия, они должны быть независимы друг от друга. Если вводится исходное понятие, его следует вводить во все сочетания, в которых оно вообще появляется…Нельзя вводить его сперва для одного класса случаев, а затем для другого, ибо тогда оставалось бы сомнительным, одинаково ли его значение в обоих случаях, и у нас не было бы оснований и там и тут одинаковым образом использовать данное сочетание знаков. <…>
5.4541. Решения логических проблем должны быть просты, ибо они устанавливают стандарт простоты.
Люди всегда догадывались, что должна существовать некая область вопросов с симметричными – a priori – ответами, представляющими собой внутренне завершенную, упорядоченную структуру.
Это область, в которой имеет силу принцип: Simplex sigillum veri[74]. <…>
5.473. Логика должна заботиться о себе сама…В логике в определенном смысле невозможно ошибаться.
5.4731. Очевидность, о которой так много говорил Рассел, может оказаться излишней в логике только потому, что сам язык препятствует любой логической ошибке. – Априорность логики состоит в том, что нельзя мыслить нелогически. <…>
5.511. Как может логика – всеобъемлющая, отражающая мир – пользоваться столь причудливыми крючками и манипуляциями? Лишь благодаря тому, что все они соединяются в бесконечную тонкую сеть, образуя как бы большое зеркало. <…>
5.61. Логика заполняет мир; границы мира суть и ее границы…
Мы не можем мыслить то, что мыслить не в наших силах; значит, то, что мы не в силах мыслить, мы не в состоянии и сказать. <…>
6.1223. Это проясняет, почему логические предложения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытом. Предложение логики должно быть не только неопровергаемо, но и не подтверждаемо каким-то возможным опытом. <…>
6.124. Логические предложения описывают каркас мира, или же, скорее, они изображают его. <…>
6.1261. В логике процесс и результат эквивалентны. (Поэтому здесь нет неожиданного.)»[75].
Вопросы к фрагменту из «Философских исследований» Л.Витгенштейна:
Почему поздний Витгенштейн приходит к выводу о недостижимости «кристальной чистоты логики»?
Как австрийский ученый оценивает стремление создать идеально точный язык науки, устанавливающий «сверх-порядок сверх-понятий»?
В каком направлении, по убеждению автора «Философских исследований», должна развиваться современная логика?